Почему ребенок обманывает? Исследования показали, что все дети лгут, но главную роль в этом играют школа и родители

0
0

Когда, как и почему у детей развивается эта неприятная привычка? Существует множество данных, свидетельствующих о том, что большинство детей впервые начинают лгать в возрасте от двух до трех лет. Любой, кто был рядом с маленькими лжецами, знает, что они не особенно умелые обманщики в этом возрасте.

Их ложь надуманна, не соответствует доказательствам или резко меняется со временем, но они просто еще не нашли лучших способов проявить нечестность. Ложь можно рассматривать как сложную познавательную и социальную задачу. Чтобы сказать эффективную ложь, ребенок должен понимать, что его цель отличается от цели другого человека.

Теория разума

Дети также должны понимать, что другие люди могут иметь иные убеждения, чем их собственные (это называется теорией разума). Им нужно уметь создавать и представлять повествование, которое заставляет других формировать ложное убеждение.

И наконец, им нужно скрыть правдивую информацию, которая у них есть. Но дети с этим не рождаются. Скорее это умственные способности, которые развиваются со временем. Как и во всех сферах развития, не все дети начинают лгать в одном и том же возрасте, и они не все одинаково искусные лжецы.

Интересно, что до тех пор, пока дети не разработают теорию разума или понимание того, что у других людей есть свои желания и убеждения, они не лгут. Кажется, что как только они начинают понимать, что другие люди могут придерживаться других убеждений, они начинают извлекать выгоду из этого понимания, пытаясь создать ложные убеждения в умах других.

Интересное исследование

В одном увлекательном исследовании, проведенном международной группой психологов-исследователей в Китае, Канаде и США, ученые внимательно изучили эту связь между теорией разума и ложью у детей. Они собрали большую группу трехлетних детей, которые еще не проявили склонности лгать.

Исследователи подтвердили, что дети еще не научились лгать в тех ситуациях, когда простая ложь позволит им получить награду. Никто из детей не лгал.

Серия упражнений

На следующем этапе исследования некоторых детей обучили теории мышления. С помощью серии тренировочных упражнений они учили детей тому, что люди могут придерживаться убеждений, отличных от их собственных. Ученые уточнили, что иногда эти убеждения неверны.

Затем они вернули всех детей обратно и снова поместили их в ситуации, когда ложь позволила бы им получить награду (наклейку, которую они указали). Оказалось, что дети, которые изучили теорию тренировки ума, лгали большую часть времени.

Тогда как дети, которые не получали обучения, оставались в основном честными. Таким образом, кажется, что понимание теории разума запускает в нас пожизненную схему обмана.

Идеологическая обработка

Неудивительно, что среда, в которой воспитывают ребенка, влияет на его склонность лгать. В исследовании, проведенном Дженнифер Лавуа и ее командой, было рассмотрено, как различные типы социальной идеологической обработки в семье влияют на лживое поведение детей.

Исследователи обнаружили, что все родители, как правило, учат своих детей не лгать, но все равно дети обманывают. Также они обнаружили, что отношение некоторых родителей ко лжи было более благосклонным.

Эти родители говорили своим детям, что в некоторых ситуациях ложь оправдана. Обнаружено, что отношение родителей ко лжи оказывает большое влияние на то, насколько нечестны дети. Это означает, что если мы хотим, чтобы наши дети были честными, нам нужно продвигать преимущества того, что нужно всегда говорить правду.

Еще одна особенность семейной жизни, которая влияет на обман, – это присутствие в доме старших братьев и сестер.

Дети, у которых есть старшие братья и сестры, учатся врать в более раннем возрасте. Они приобретают навыки, просто наблюдая за окружающими.

Возможно, что старший брат, который уже освоил искусство обмана, теперь служит «наставником» своих младших братьев и сестер.

Сопутствующие факторы

Развитие ребенка также зависит от образовательной среды. Когда исследователи изучили честность детей, которые посещали школу, где приветствовались жесткие правила, они обнаружили, что дети из таких школ были гораздо более эффективными лжецами.

Исследователи утверждают, что нахождение ребенка в карательной среде эффективно способствует обучению навыкам лжи. По мере развития детей ими усваивается система убеждений о лжи. Психологи обнаружили, что очень маленькие дети склонны придерживаться жестких моральных взглядов на ложь. Они считают ее категорически неправильной во всех случаях.

Когда дети достигают 10-летнего возраста, их взгляды меняются. Они проявляют больше нюансов по отношению ко лжи. Они начинают рассматривать ее, сказанную для защиты чувств других людей, как морально приемлемую. По сути, их моральное отношение ко лжи напоминает отношение взрослых.

Заключение

Все доказательства, взятые вместе, дают более ясную картину того, когда, почему и как дети лгут.

Также очевидно, что, хотя все дети постепенно учатся лгать, социализация, которой они подвергаются дома и в школе, влияет на степень, в которой они практикуют ложь. Все дети лгут. Попытка полностью искоренить ложь может потерпеть крах.