Слишком яркие комнаты мешают детям учиться: результаты исследования

0
0

Карты, числовые таблицы, формы, графики, рисунки и другие материалы образовательного характера часто украшают стены в школьных классах.

Но, согласно последним исследованиям, слишком большой объем информации много хорошего может привести к нарушению внимания и проблемам в обучении маленьких детей.

Мнение ученых

Ученые попытались установить, влияют ли наглядные пособия в классе на способность детей сохранять концентрацию внимания во время обучения и усваивать содержание урока в полном объеме. Они обнаружили, что дети в хорошо оборудованных классных комнатах чаще отвлекались, проводили больше времени вне работы и демонстрировали меньшие успехи в обучении, чем когда схемы, таблицы и т. п. были удалены.

Ученики младших классов проводят много времени, обычно целый день, в одной и той же классной комнате. Визуальная среда в классе может влиять на то, сколько детей учат.

Нужны или нет?

Что же получается? Вместо того, чтобы помогать, они мешают. Следует ли избавляться от такого материала?

Исследователи обнаружили, что дети в классных комнатах с большим количеством декора (в том случае, когда он расположен внизу) были более отвлечены, проводили больше времени вне задания и демонстрировали меньшие успехи в обучении, чем при размещении наглядных пособий вверху.

Тем не менее не стоит считать это мнение окончательным. И оно не решает все проблемы образования. Кроме того, необходимы дополнительные исследования, чтобы узнать, как визуальная среда в классе влияет на внимание и обучение детей в классах.

Но вместо того, чтобы убрать абсолютно все материалы, учителя должны подумать, не отвлекают ли некоторые из их визуальных проявлений ребят. Возможно, от использования некоторых из них все же стоит отказаться.

Интересный эксперимент

А вам интересно, как именно проводилось данное исследование? 24 ученика из младшей школы направили в лабораторные классы. Им предстояло присутствовать на 6 уроках, темы которых им были не знакомы.

Причем три урока проходили в классах с большим количеством наглядных пособий. Потом их переместили в другую аудиторию. Учебных материалов на стенах там было значительно меньше.

И что в итоге?

Какие результаты получены? Более внимательными ученики были во второй комнате. Там, где был минимум наглядных пособий.

Учеников также попросили ответить на вопросы теста. Так вот: точность ответов была выше также в классе с минимальным количеством декора (55% правильных). Для сравнения, в "разукрашенных" аудиториях этот показатель составил 42 %.

Ученых также интересовало, как отреагируют ученики, если будут удалены визуальные дисплеи. Удастся ли переключить внимание детей на что-то другое, например, общение со сверстниками, если общее количество времени, в течение которого они отвлекаются, останется неизменным.

Однако, когда исследователи подсчитывали все время, проведенное детьми вне занятий в обоих типах классных комнат, уровень поведения вне занятий был выше в декорированном классе (38,6% времени, проведенного вне занятий), чем в другом (28,4%).

Ученые надеются, что эти результаты помогут в дальнейших исследованиях по разработке руководящих принципов, которые помогут учителям оптимально проектировать оформление классных комнат.

Стоит упомянуть и об эмоциональной стороне. Эмоциональная сфера напрямую связана с физическим состоянием. Нервная система ребенка крайне восприимчива. Перебор с таблицами и схемами на стенах ведет к перевозбуждению, школьник устает, начинает раздражаться, снижается работоспособность, в результате усваивает только часть материала или не осиливает его вообще.

Полученная информация еще раз доказывает, что для успешного обучения ребенку необходимо сосредоточиться. Если вокруг слишком много лишней информации, он часто отвлекается, быстро устает, ему намного сложнее усвоить новый материал.