Почему мы покупаем голубые вещи для мальчика, а розовые — для девочки?

Перед вами самая неоспоримая детская истина: новорожденных девочек одевают в розовую одежду, а для мальчиков покупают вещи голубого цвета. На дворе XXI век, и родители по-прежнему не отходят от традиций. Например, при выписке из роддома на одеяльцах младенцев красуются либо розовые, либо синие ленточки. Почему мы не спешим использовать нейтральную одежду? Розовый и голубой: почему же они так прочно укоренились в нашем сознании как идентификаторы девочек и мальчиков?Мальчик

Нейтральные оттенки одежды могут ввести в заблуждение окружающих. Попробуйте надеть на девочку, у которой еще не отросли косички, костюмчик голубого цвета. Ее тут же примут за мальчика. Вы будете удивлены, но эта традиция имеет неглубокие корни и фактически зародилась в ХХ веке после окончания Второй мировой войны.Розовый

До ХХ века и мальчики, и девочки носили белые сорочки

Начиная наше расследование, оглянемся в те времена, когда определенные цвета еще не были признаком гендерных различий. Доподлинно известно, что еще в начале XIX века всех новорожденных одевали одинаково. Белые хлопковые сорочки должны были закрывать ножки ребенка. Белый цвет был выбран неспроста, и это не была дань моде. Светлую одежду для младенцев выбирали из соображений практичности. Малыши часто пачкают свою одежду пятнами, а светлые вещи можно кипятить. Нянечки быстро смекнули, что легче отбелить одинаковую одежду, не переживая о том, что она полиняет. Длинные сорочки дети носили до 6—7 лет. По достижении этого возраста родители делали мальчикам первые стрижки и одевали в соответствии с взрослой модой.Цвет

Розовый

Сначала розовый цвет был признаком мальчиков

Наше современное принятие гендерных цветов устанавливалось постепенно. Так, в начале ХХ века, с развитием текстильной промышленности, родители стали отказываться от сорочек для новорожденных в пользу более практичных и удобных ползунков. Сама же одежда стала цветной. Младенцев было решено одевать в пастельные оттенки. В 1918 году в одном из торговых изданий появилась информация о том, что розовый цвет является «младшим братом» красного, олицетворявшего отвагу, мужественность и героизм. Так, розовый получил признание как более сильный и смелый, а его тут же облюбовали родители мальчиков, будущих защитников. На противоположной стороне пастельного спектра стоял более мягкий и спокойный голубой. Общественность решила, что этот цвет лучше подойдет характеру девочек.Мальчик

Цвет одежды по цвету глаз

Существует еще одно предположение, которое гласит, что цвет одежды для младенцев мог выбираться не по гендерным признакам, а по цвету глаз новорожденного. Например, голубоглазым детям очень хорошо подходили все оттенки синего. Родители могли ориентироваться и на волосы малыша (мягкий каштановый сочетался с розовым). Эту тенденцию брали на вооружение родители ХХ века и применительно к платьям для девочек дошкольного и младшего школьного возраста. Например, девочки со светлыми глазами чаще носили не розовое, а голубое.Розовый

Маркетинговые ходы

С развитием текстильной промышленности в начале ХХ века торговля переживала настоящий подъем. В то же самое время активизировались и первые маркетологи, которые имели возможность с помощью рекламы повлиять на сознание масс. Универмаги предлагали голубой и розовый как основные цвета для младенцев и маленьких детей. Так, крупные магазины в Бостоне, Нью-Йорке и Чикаго позиционировали розовый как цвет мужественности, который больше всего подходит мальчикам. Модную тенденцию быстро подхватили менее крупные города, жители которых слепо копировали все, что предлагалось для населения мегаполисов. Затем мода перекочевала за океан.Цвет

Поворот на 180 градусов

К концу Второй мировой войны гендерный разрыв (наряду с гендерными стилями и цветами одежды) прочно укоренился в общественном сознании. Например, форма солдат американской армии была синей. Отныне, после пережитых ужасов войны, глядя на военных, вернувшихся домой, женщины тайком пускали слезу. Теперь ни у кого не повернулся бы язык назвать голубой цвет нейтральным или мягким. Отныне его тоже стали ассоциировать с мужественностью, силой и храбростью. Женщины, дождавшиеся своих мужей с войны, облачились в розовые фартуки. И уже к 1947 году дизайнеры модного дома Christian Dior во всю начали рекламировать одежду послевоенного идеала. Розовый цвет в этой коллекции достался мягким и нежным представительницам прекрасной половины человечества.Мальчик

Символизм возвращения к привычным гендерным ролям

Отныне мир твердо уверовал, что розовый — это женский цвет, а голубой и синий — мужские. Люди были благодарны судьбе за то, что эта страшная война осталась в прошлом. Они с воодушевлением и энтузиазмом смотрели в будущее. Мир был готов к нормальной жизни, после того как заглянул в бездонные глаза ужаса и скорби. Люди хотели идеализировать свою мечту. Удивительно, но символизм возвращения к привычным гендерным ролям актуален и по сей день.Розовый

Попытки вернуться к нейтральности

В 60-е годы ХХ века на Западе активную работу вело движение за права женщин. Феминисткам удалось временно прекратить доминирование традиционных гендерных цветов. Общественное мнение было разделено. Кажется, наш мир всегда будет делиться на консерваторов и либералов. В течение нескольких лет в 70-е годы несколько крупных производителей детской одежды решили полностью отказаться от идеи розового цвета в одежде для девочек. Идея заключалась в том, что этот цвет способствует формированию покорной и послушной женщины, чье место на кухне у плиты. Психологи-либералы утверждали, что общество навязывает девочкам традиционные гендерные роли. Женщины с малых лет начинают чувствовать, что им необходимо соответствовать установленным правилам.Цвет

Отсутствие биологической причины

Феминистки настаивали на том, что женщины не должны загонять себя в определенные рамки, быть матерями, домохозяйками или содержанками. Решающим аргументом активисток был такой: не существует биологической причины, которая бы поддерживала традиционные гендерные цветовые различия. Именно поэтому многие родители вновь начали выбирать для своих младенцев нейтральную цветовую гамму в одежде. К 80-м годам эта тенденция укоренилась в сознании простого обывателя.Мальчик

Второй виток моды

Однако совсем скоро мир переживет второй виток моды на голубой и розовый. А все благодаря расцвету медицины и ультразвуковому исследованию. Теперь родители в массовом порядке хотели заранее знать пол будущего малыша. Розничные торговцы потирали руки в предвкушении прибыли. Знание пола ребенка еще до его появления на свет означало то, что счастливые родители могли бы начинать скупать детские вещи заранее. В итоге продавцы извлекали огромную выгоду, предлагая товары, ориентированные на мальчиков и девочек. Учитывая то, сколько семейных пар имеет более одного разнополого ребенка, вещи быстро приходили в негодность. Никто не захочет пойти против социальных норм и не заставит донашивать маленького брата одежду за своей старшей сестрой (и наоборот).МальчикРозовый

В заключение

Сегодня общество по-прежнему твердо убеждено, что розовый — это цвет маленьких принцесс, а голубой — прерогатива будущих защитников.

Цвет

Взгляните на отделы в детском магазине, и вам все сразу станет понятно. Существует розовый мир, и существует мир синий. Даже такие вещи, как зубная паста, строго градуируются по цветам. Как же меняются наши цветовые предпочтения с возрастом? Следуя выводам социологических опросов, синий цвет является одним из самых любимых для большинства населения независимо от пола. А многие мужчины с удовольствием носят розовые рубашки или галстуки, несмотря на то что в детстве их учили другому.