Воспитание подростков: нужно ли ставить цели? Мнения психологов
С самого раннего возраста человек осознает, что постановка целей является важной частью саморазвития. И с этим нельзя не согласиться. В своей клинической практике психолог Алиса Кроссфилд не раз убеждалась в том, насколько важную роль играют цели в подростковом периоде. Причем в одних ситуациях они благотворно воздействуют на личностный рост. А в других, наоборот, препятствуют здоровому эмоциональному развитию.
Противоречивая роль
Цель – это якорь, который дает личности направление, способствует повышению мотивации и самооценки. Но постоянное стремление к достижениям лишает человека радости. Кроме того, в некоторых ситуациях цель способна усилить тревожность, спровоцированную страхом неудачи. Если она не будет достигнута, самооценка личности снизится.
Практика
Психолог Алиса Кроссфилд работала с подростками, для которых постановка целей являлась важным компонентом терапии. Многие лица пубертатного возраста сталкивались с серьезными проблемами: избегание школы, импульсивность. Как только эти люди определили для себя цели, к которым собирались стремиться, они увидели, что такое поведение мешает достижению поставленных задач. Тогда подростки начинали работать над собственной личностью, контролировать эмоции. А достижения, в свою очередь, повышали их самооценку.
Иногда в практике психолога встречались случаи, когда подростки испытывали тревогу из-за постоянного стремления к цели. В таких ситуациях терапия была направлена на увеличение видов деятельности, которая приносит удовольствие и не внушает чувства страха перед неудачей.
Если цели могут выступать в качестве решения или корня проблем, какую тактику стоит выбрать педагогам и родителям, которые воспитывают подростков? Однозначного ответа на данный вопрос нет. Однако существует несколько факторов, которые повышают эффективность постановки целей.
Баланс между достижениями и радостью
Сегодня многие дети не получают положительных эмоций от обучения и дополнительных занятий. Причина такой тенденции заключается в том, что в этих видах деятельности отсутствует равновесие. Подростку следует обращать внимание не только на школьные предметы, необходимые для поступления в колледж, но и на дисциплины, которые просто интересны. Занимаясь спортом, он должен не только стремиться к достижениям, но и получать удовольствие.
Поощрение процесса, а не результата
Достижение цели определяется несколькими факторами. Некоторые из них не зависят от человека. Подростку нужно ставить перед собой те цели, которые он способен максимально контролировать. Тогда самооценка и мотивация не пострадают.
Реальная цель
Это утверждение основано на двух факторах. Во-первых, у подростка не должно быть завышенных ожиданий. Это не значит, что цель не стимулирует развитие личности. Просто ее достижение осуществляется не сразу, а в несколько этапов. Прохождение каждого такого шага должно оцениваться как успех.
Внимательность к настоящему
Часто подростки концентрируются на конечной цели и уже не получают положительных эмоций от повседневной жизни.
Необходимо показать ребенку, что достижения требуют жертв. Но они не должны лишать личность возможности радоваться каждому дню и реализовать себя в другой деятельности.
Правильное сравнение
Многие люди сопоставляют собственные успехи с достижениями других, которых считают более состоявшимися личностями. Подростка следует сравнивать с собой: насколько он продвинулся в реализации поставленных задач.
При соблюдении этих правил цель становится фактором, который благотворно влияет на развитие личности.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание