Что знают двухлетние дети? Ответ вас удивит
У всех родителей есть истории о том, как двухлетний ребенок их удивил. Одних поражает то, что их 21-месячная дочь уже понимает, что они разговаривают с ней на двух языках, поскольку знает, на каком с кем говорить. Другие изумлены тем, что их малыш расстроился, когда тетя попила воды из бутылки, похожей на ту, которой обычно пользуется его мама, и все время отбирал ее, чтобы вернуть настоящей владелице. Третьих момент изумления настиг посреди ночи, когда их разбудил двухлетний сын, громко рыча у кровати, и объяснил, что является детенышем тиранозавра рекса, а они – ночные охотники, выучив новые слова в передаче «Нэшнл джиогрэфик», которую семья смотрела накануне.
Но не только родители удивляются тому, что знают их двухлетние чада. Они все больше и больше изумляют исследователей-психологов.
«Тридцать миллионов слов»
Более двух десятилетий назад ученые из Канзасского университета обнаружили, что дети в семьях с низкими доходами слышали в среднем на 30 млн слов меньше, чем чада состоятельных родителей. То, как и сколько папы и мамы говорят со своими малышами, в этом разрыве играет главную роль. Качество общения также влияет на IQ, лексику и успехи в учебе. Сегодня исследовательская программа Чикагского университета «Тридцать миллионов слов» учит родителей и воспитателей общественным методам улучшения речи детей, способствующим развитию их мозга.
Понимание социального окружения
Новые исследования дают более интересные сведения о том, что знает двухлетний ребенок.
По словам аспиранта Франческо Маргони из Университета Тренто, восприятие социального окружения у малышей гораздо сложнее, чем считалось ранее. Он является ведущим автором работы, опубликованной в сентябре, согласно которой 21-месячный ребенок способен различать лидеров, чья власть исходит из уважения других, и хулиганов, которые сильны, потому что люди их боятся. Выяснилось, что у детей разные ожидания относительно того, как люди будут на них реагировать. По мнению Маргони, это является доказательством наличия у них довольно сложного мышления.
Лидеры против хулиганов
В исследовании 21-месячные дети наблюдали за героями мультфильмов в ситуациях, когда лидер или хулиган отдавали приказы другим персонажам. Психологи интерпретировали результаты на основании того, куда смотрели малыши и что привлекало их внимание. Такой подход часто используется, когда дети не могут говорить.
Они обнаружили, что когда лидер отдавал приказ, малыши ожидали подчинения других персонажей даже в его отсутствие. Но если командовал хулиган, они не знали, как поведут себя герои мультфильмов. Только когда хулиган оставался, дети ожидали, что персонажи подчинятся, чтобы не пострадать.
По мнению Маргони, это свидетельствует о понимании двухлетними того, что лидеров необходимо слушаться, даже если их нет в комнате, а хулиганов – только когда они присутствуют и силой могут обеспечить выполнение своих требований. Тем не менее исследователи подчеркивают, что это не означает, что 21-месячные обладают достаточным самоконтролем, чтобы вести себя подобным образом. Они понимают, как следует относиться к авторитетам и что их нужно слушаться, и родители и воспитатели могут использовать это при взаимодействии с детьми, напоминая им о том, что им и так уже известно.
Внимание к другим
Еще одна недавно опубликованная работа показывает, что к двум годам дети понимают, когда люди осуждают их, и они способны изменить свое поведение, чтобы получить положительный отклик с их стороны.
По словам кандидата наук из Университете Эмори в Атланте Сары Ботто, до этого исследователи полагали, что такая способность появляется в 4 года. Тот факт, что 14–24-месячные дети следят за реакцией других людей и используют эту информацию для изменения своего поведения, когда за ними наблюдают, также свидетельствует о наличии достаточно сложного мышления.
Ботто провела эксперименты более чем со 100 детьми в возрасте от 14 до 24 месяцев. Используя игрушку-робота с дистанционным управлением, она проверила различия в действиях детей, когда за ними наблюдал взрослый и когда он отворачивался и делал вид, что читает журнал. Исследователь обнаружила, что малыши были менее подавленными во время игры, когда на них не смотрели, и казались смущенными под наблюдением.
По мнению профессора психологии Филиппа Роша из Университета Эмори, эти и другие эксперименты с похожими результатами означают, что малыши учитывают оценку их поведения другими людьми.
Если понаблюдать за 15- или 24-месячным ребенком, то кажется, что он находится в своем маленьком мире. Но исследования говорят о его повышенном внимании к окружающим (их поведению и предпочтениям) и использовании полученной информации для изменения своего поведения.
На что еще способны двугодки?
Двухлетние могут подражать взрослым, проявлять независимость и неповиновение, следовать указаниям и повторять услышанные слова. Исследования показали, что в возрасте от 18 до 24 месяцев дети начинают помогать, отвечать на вопросы и сотрудничать. Двухлетние предпочитают людей, действия которых полезны, а не вредят, и они могут активно содействовать в достижении общих целей. Они понимают разницу между тем, что делается по-настоящему и что понарошку.
Познавательные способности
Генри Уэлман – психолог Мичиганского университета, который уже 30 лет специализируется на развитии познавательных способностей детей. Его исследования показали, что в два года они улавливают предпочтения других людей, понимают их желания и эмоции, знают подходящие названия для многих объектов и могут сказать, когда кто-то говорит неправильно, и даже поправляют их. Уэлман обнаружил, что существует универсальная среда, которая помогает детям понять мир, но различия в этих средах могут повлиять на скорость обучения.
Раньше свои исследования он проводил с 4–5-летними, но с годами переключался на детей все более младшего возраста. У двухлетних могут быть действительно интересные и удивительные идеи, не обязательно такие же, как у взрослых.
Малыши и технологии
Педиатры рекомендуют родителям и воспитателям не давать детям пользоваться цифровыми технологиями до 24 месяцев, за исключением видеочатов. Маленьким детям необходима практика и социальное взаимодействие со знакомыми им людьми для развития их познавательных, языковых, моторных и социально-эмоциональных навыков.
Хотя психологи рекомендуют ограничить использование цифровых технологий детьми младше двух лет, они могут учить новые слова во время общения со взрослым по видеосвязи.
На этом доцент психологии из Лафайет-колледжа в Пенсильвании Лорен Майерс сосредоточила большую часть своих исследований. Результаты ее работы, опубликованные в 2017 г., показали, что примерно с 17 месяцев дети способны знакомиться с новым человеком в видеочате и учиться у него интерактивно, но не в случае предварительной записи (двухлетние узнавали и отдавали предпочтение человеку, с которым они общались по видеосвязи, а не тому, которого видели в записи).
Необходимость в воспитателе
В другой работе, опубликованной в феврале 2018 г., Майерс и ее команда сообщили о том, что двухлетние больше учатся у человека, который находится рядом с ними, а не у собеседника по видеочату. В этом исследовании взрослые либо общались, либо игнорировали участника видеосвязи. Психологи обнаружили, что малыши повторяли все, что делали люди, находившиеся с ними в одной комнате.
Двугодки любят подражать взрослым, они очень проницательно следят за своим социальным окружением. В качестве источника информации дети выбирают тех, кто находится рядом. Это говорит о важности чуткого наблюдения за ними и о том, что они обязательно поймут: бабушка на экране и та, которая приходит к ним в гости, – одна и та же.
По словам Майерс, двухлетние умны и могут улавливать тонкие социальные сигналы. Но больше всего они учатся у близких. Вот почему воспитатели играют важную роль. Детям нужны взрослые, которые помогли бы им понять, как они должны действовать и реагировать. Они ждут наставлений, как им действовать в этом мире.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание