"Ты такой у меня умный": стоит ли говорить эти слова своему ребенку?
Естественно, родители хотят хвалить своего ребенка. Однако ученые предупреждают: комплимент может нанести реальный ущерб.
Вот почему: согласно результатам нового исследования, дети, которые считают, что их интеллект постоянный, гораздо тяжелее переживают ошибки, чем те дети, которые знают - интеллект может расти и меняться. Говоря детям, что они умны, взрослые укрепляют мысль: интеллект - это генетический дар, а не умение, которое можно отточить.
Как проходил эксперимент
В научном исследовании, проведенном учеными из Мичиганского государственного университета, изучили 123 детей, которым было около 7 лет. Так как дети именно этого возраста сталкиваются с проблемой перехода из детского учреждения в школу.
Команда экспериментаторов оценила детей. Одним было сказано об их «менталитете роста» (подразумевается: вы можете больше работать, чтобы стать умнее). Другим – что они умные (подразумевается: мышление фиксированное).
Затем они попросили детей выполнить компьютерную задачу на точность, в то время как велась запись их мозговой активности. В эксперименте дети играли в игру, помогая защитнику захваченных зверей. Требовалось нажать пробел, когда животное появилось на их экране, если только это не группа из трех друзей-орангутангов.
Во время записи ученые отметили: активность мозга увеличивалась через полсекунды после ошибки. Так как дети, узнав об их ошибке, уделяли более пристальное внимание тому, что пошло не так. Чем больше реакция мозга - тем больше ребенок фокусируется на недочетах.
К какому результату пришли
Исходя из собранных данных, исследователи пришли к выводу - дети с «менталитетом роста» с большей вероятностью имели более активный мозговой ответ после ошибки и, в свою очередь, с большей вероятностью улучшали свою работу, уделяя особо пристальное внимание задаче после ошибки.
Хотя предыдущие исследования показывали: обычно люди с «фиксированным мышлением» не хотят признавать свою допущенную ошибку, этот эксперимент выявил - дети с фиксированным мышлением смогли «отскочить назад» после ошибки, но только если они полностью обратили внимание на нее.
«Главным выводом является то, что мы должны уделять пристальное внимание нашим ошибкам и использовать их для изучения», - сказал научный сотрудник Ганс Шредер.
Рекомендации ученых
Для родителей совет ясен: не делайте комплиментов, которые предполагают, что высокий интеллект достигнут. Если ребенок подает вам дневник с «пятерками», не радуйтесь: «Ты такой умный!» Вместо этого скажите: «Ух ты, как хорошо ты освоил тему!»
Во-вторых, сосредоточьтесь на использовании ошибок, чтобы вместе разобрать их и сделать выводы. Многие родители и учителя уклоняются от обращения к ошибкам ребенка. Они говорят: «Все в порядке, у тебя получится это в следующий раз», - не давая ему возможности выяснить, что пошло не так. Доктор Шредер советует: «Вместо этого лучше успокоить ребенка, чтобы он не боялся совершать ошибки. Уделите внимание и работайте, чтобы выяснить, где и что пошло не так».
Эти дополнительные способы общения помогут улучшить обучение и развитие вашего ребенка.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание