Возможно, вы воспитываете одаренного ребенка. Как это понять

0
0

Прежде чем приступим к разговору об одаренных детях, нужно понять, что талант и интеллект – это очень трудные для измерения вещи. Не забывайте, что в детстве Томаса Эдисона учителя считали глупым и сложным ребенком. Он был очень активным, но при этом почти не говорил. Про Эйнштейна также говорили, что он умственно отсталый, нелюдимый и несосредоточенный. И это все были очень одаренные дети.

Национальная ассоциация одаренных детей (NAGC) определяет одаренность как «способности, значительно превышающие те, которыми должен обладать ребенок в данном возрасте». При этом малыш может быть одарен в одной или нескольких областях:

  • артистической;
  • творческой;
  • интеллектуальной;
  • лидерской;
  • академической, например, математика, языки или одна из областей науки.

«Одаренные дети знают почти 60 % всего материала детского сада в первый же день занятий», - считают специалисты NAGC.

Восемь областей, в которых может быть одарен ребенок

Разумеется, существует гораздо больше областей развития человека, чем те, которые мы перечислили выше. Теория множественного интеллекта, выдвинутая профессором Гарварда доктором Говардом Гартнером, предлагает восемь составляющих человеческой личности:

  • Телесно-кинестетическая: физические способности; ловкость тела; зрительно-моторная координация; скорость реакции.
  • Внутриличностная: способность к самоанализу и самосознанию; интроспекция убеждений, эмоций, целей и мотивов.
  • Межличностная: взаимодействие с окружающими, понимание их; словесное и невербальное общение; чувствительность к настроению и темпераментам других людей.
  • Логико-математическая: понимание абстрактных и сложных деталей; дедуктивное мышление; работа с числами и алгоритмами.
  • Музыкально-ритмическая: чувство ритма и музыки; хороший слух; способность воспроизводить и сочинять музыкальные композиции.
  • Натуралистическая: пристрастие к природе; выращивание фруктов и овощей; знание животных и растений.
  • Вербально-лингвистическая: понимание и использование языка; вербальные и письменные навыки; способность к стихосложению; способность запоминать изображения, лица и мелкие детали.
  • Визуально-пространственная: восприятие информации через изображения; пространственное мышление; визуализация объектов.

Существует несколько признаков, по которым можно отличить одаренного ребенка. Вот они.

Речевые отличия и аналитические способности

Одаренные дети осваивают все новое намного быстрее сверстников. Это относится и к языковым навыкам. В частности, их речь кажется более естественной. У них большой словарный запас, они могут использовать сложные языковые конструкции без ошибок.

Они легко справляются с головоломками, а также с бытовыми задачами, например, они могут предположить, сколько маме понадобиться времени на поход в магазин, когда она вернется, и тому подобные вещи.

Книги и талант

Одаренные дети очень любопытны, поэтому они быстро исследуют все, что их окружает. Оттого им быстро становится скучно. Тогда они направляют свою любознательность на книги, которые помогают им продолжить исследования. Эта способность проявляется наиболее сильно, когда предложенные книги совпадают с интересами ребенка.

У одаренных детей обязательно есть какой-то талант. Это может быть любая область – наука, спорт, искусство. Талантливый ребенок практически всегда является одаренным.

Старшие друзья и сосредоточенность на интересах

Одаренные дети, из-за того что их интеллектуальное развитие идет быстрее, испытывают трудности в общении со сверстниками. Обычно им бывает просто скучно. Поэтому они часто ищут компанию старших детей, учителей и других взрослых.

У большинства одаренных ребят есть исключительная способность сосредотачиваться на вещах, которые их интересуют. Однако такой ребенок, когда попадает в скучную компанию, очень быстро теряет концентрацию и становится рассеянным. Поэтому их часто ошибочно принимают за невнимательных и неусидчивых. Зачастую дело бывает в том, что тема урока им просто не интересна.

Они зрелые и оригинальные

Одаренный ребенок может опережать сверстников в развитии не только интеллектуальном, но и эмоциональном. В этом случае одногодки будут казаться им глупыми и незрелыми, а их поступки вызывать осуждение и неприязнь. Одаренные дети редко бывают проказливыми, они не любят шалости.

Такие ребята очень любят решать проблемы и задачи. Это может быть как что-то бытовое, так и задачка по математике. При этом они подходят к решению нестандартно. Для них характерно смотреть на мир под другим углом, нежели это принято в обществе. Поэтому они предлагают оригинальные варианты выхода из самых сложных ситуаций.

Лидеры, которые все решают сами

Из-за их зрелости и сверхъестественной способности решать проблемы и мыслить нестандартно некоторые одаренные дети демонстрируют замечательные способности к лидерству. Конечно, эти навыки более очевидны, когда ребенок чувствует расположение и дружелюбную атмосферу.

В то время как некоторые дети терпеливо ждут родителя или учителя, чтобы сказать, как они хотят что-то сделать, одаренные дети делают то, что задумали, а потом уже задают вопросы. Или вообще ничего не спрашивают, потому что успевают разобраться в своих делах до прихода взрослых.

Энергичные одиночки

Одаренные дети, вероятно, из-за того, что их мозг всегда решает какую-то сложную задачу, постоянно находятся в движении. Также такой ребенок склонен говорить очень быстро, проглатывая окончания и слова. Причина этого в том, что он пытается словами догнать мысли, но у него это все равно не получается.

Как и большинство детей, одаренные любят проводить время с людьми. Однако им необходимо одиночество, оно позволяет им побыть наедине со своими мыслями и заниматься творчеством. Они любят уединяться и заниматься рисованием, письмом или чтением.

Любители природы

Некоторые одаренные дети, особенно те, которые обладают высокими художественными способностями, любят гулять в парках, слушать звуки природы, наблюдать за птицами, легко находят общий язык с животными, им может быть интересно выращивать цветы. Их любопытство и таланты могут проявляться очень ярко именно во взаимодействии с окружающим миром. Они не склонны к насилию, не мучают животных и не ломают деревья.

Они не бывают отличниками, но любят учиться

Да, одаренные дети тратят все свои умственные способности на предметы, которые им интересны. Это приводит к тому, что они становятся очень сведущими в определенной области. Однако это плохо сказывается на других предметах. Например, одаренному гуманитарию будет скучна физика и неинтересна математика, поэтому на этих предметах он будет неусидчив и даже не проявит старания, чтобы попытаться что-то понять. И наоборот, ребенок с техническим складом ума забросит языки и историю и сосредоточится только на том, что его интересует.

Это проблема связана с тем, что они привыкли считать учебу очень веселым занятием. Для них это своего рода хобби. Разумеется, неинтересный с их точки зрения предмет, будет рассматриваться как скучный, то есть причин для его изучения у ребенка попросту не будет.

Небольшое послесловие

Все родители хотят, чтобы их дети были особенными, однако с воспитанием одаренных обычно возникают большие проблемы. Во-первых, родителям нужно как можно скорее осознать, что их чадо действительно не похоже на других. Во-вторых, они должны понимать, что такой ребенок требует еще больше внимания и усилий.

Воспитывать одаренного ребенка очень сложно, потому что школьная система не рассчитана на таких детей. Им сложнее взаимодействовать с социумом и добиваться успеха. Поэтому на родителей ложится большая ответственность, и они должны это осознать как можно скорее.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание