Устрицы: история деликатесного блюда и особенности жизни маленьких существ

0
0

Что сегодня будет на обед? Устрицы? Прекрасное решение! А что едят на обед устрицы? Как они живут? И как они умирают? Между прочим, сегодня устрицы – это едва ли единственное, что человек может употреблять живьем. Устрицы – это афродизиак в высшей своей форме. Это идеальное блюдо к ланчу. Это обладатели трехкамерного сердечка и бесцветной крови. Ранее они были повседневной едой бедняков, сегодня они – деликатес, который себе могут позволить лишь действительно обеспеченные.

О времена, о нравы!

Что раньше ели на обед? Дичь была отличным блюдом на столе зажиточного человека. Фрукты и зелень, овощи и ягоды, великолепное мясо особенной прожарки – чтобы обязательно с кровью! Сыр и молоко, творог и необычные закуски… Все это прекрасно знакомо нам, но не всегда ценилось также высоко.

В XIX веке одним из самых известных гастрономов был Брилат-Саварин. Именно ему принадлежит фраза: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть». Он же считал, что обед, к которому не подают сыр, сравним с одноглазой женщиной – даже если она красива, все равно несовершенна. В 1825 именно он задал моду на устриц. По мнению Брилат-Саварина, только тот завтрак и обед можно считать полноценным, что начинается с этих морских даров.

Объемы и деньги

Очень сложно остановиться раньше, чем будет съедено достаточно устриц. С давних пор подмечено, что человек за один раз может поглотить 144 моллюска! Цена такой порции сегодня – больше, чем билет на двоих из Америки в Австралию и обратно.

Из истории нам известно, что римский император в первом веке текущей эры как-то съел тысячу устриц на обед. Впечатляет, не правда ли? Какие еще тайны скрывает история этих даров моря и их связи с человечеством?

И раньше, и сейчас

Как считают ученые, уже в каменном веке люди знали, что устрицы съедобны, и уже тогда активно поглощали этих обитателей вод. Ученые убеждены, что в период неолита люди действительно любили устриц, ведь их можно было есть сырыми.

Исследование прошлого племени маори показало, что и там не брезговали морскими дарами. В 1769 Кук прибыл в Коромандел и увидел, что местные обитатели поглощают устриц. Сравнив их с привычными и знакомыми по дому, он признал - это ничем не отличаются от блюда, которое подают к обеду в Колчестере!

Дорого… или не очень?

В уста Сэма Уиллера Чарльз Диккенс вложил следующую фразу: «Вероятно, бедность и устрицы всегда сопутствуют друг другу». Чем беднее какая-нибудь местность, тем чаще люди питаются устрицами. Как предполагал герой, страдающие от нищеты и голода люди в отчаянии выходят из дома на поиски пропитания – и все, на что они могут рассчитывать, скрывается в створках морских обитателей.

Жители Новой Зеландии, вероятно, были невероятно бедными. Возможно, они были в безвыходном положении. Историки считают, что жизнь здесь была очень тяжелой. Занимающийся историей пропитания Дэвид Галлетли изучил 380 сборников рецептов, созданных новозеландцами за период 1887-1950 гг. Как он подсчитал, в них чаще всего встречались блюда из устриц. Всего за 1888-1890 гг. новозеландцы продали другим державам 1,25 млн. дюжин устриц (дюжина – 12 штук).

Доступно или не очень?

Еще в 50-е английские рабочие могли после тяжелого дня спуститься к торговым рядам и купить большой мешок устриц. Их съедали под пиво. В 80-х можно было купить большие мешки устриц за смешные деньги – люди даже толком не считали, сколько внутри лежало экземпляров, так много их там было. Сегодня же шесть штучек обойдутся в несколько десятков долларов – не меньше 30.

Устрицы и любовь

В 2005-м исследования подтвердили, что устрицы являются сильным афродизиаком. Они даруют человеку ощущение влюбленности. В морских дарах содержатся аминокислоты, под влиянием которых в нашем организме растет содержание половых гормонов. Благодаря цинку, которым богаты дары моря, активнее генерируется тестостерон в человеческом теле. Как говорят современные знатоки разных продуктов питания, устрицы стали долларами водного мира, а мидии – центами. Дикие устрицы, вылавливаемые в проливе Фово, и раньше ценились высоко, сегодня они – на вес золота.

Хочу работать!

Еще в начале 90-х в Блаффе было 23 мелких судна, используемых для ловли устриц. Сегодня лишь 11 получили разрешение в рамках квоты. Как только начитается новый сезон, ранним утром ловцы отправляются за добычей. Впрочем, как точно знают ожидающие их на суше, каким бы ни был улов, он не удовлетворит спроса желающих.

Некоторые охотятся за свежими устрицами днями, выстаивая в очередях и ожидая поступления новых экземпляров. Очередь достигает едва ли не сотни человек. Люди ожидают прибытия ловцов на пристани – едва лодки причаливают, как их добыча расходится по рукам.

Спрос неиссякаем

Вылавливаемые в Блаффе устрицы сегодня – признак роскоши. Такие блюда могут позволить себе лишь целители гламура, которые проживают свои годы в блаженстве и достатке. Богатым не свойственна брезгливость, они лишь ждут, чтобы устрица была живой. И она все еще жива в момент, когда человек проглатывает морское существо.

Здесь нет судей, которые бы критиковали любителей роскоши за жестокость, ведь желающие пообедать устрицами платят несколько сотен долларов за один прием пищи. И свободных мест в заведениях, подающих свежие устрицы, нет!

Дары моря – какие они?

Как считают некоторые, устрицы стали настоящей болезнью современного общества. Особенно озабочены те, кто занимаются выдачей квот. За два первых летних сезона текущего тысячелетия погибло более полтора миллиардов экземпляров. Причиной стал паразит, который уничтожил до 92 % популяции в Блаффе.

В 2014-м 30 % диких устриц скончалось из-за других естественных врагов. Урожай постоянно меняется. Иногда удается добыть 7,5 млн, в другой год – более 10 млн штук. В 60-х были впервые зафиксированы болезни устриц. Штаммы распространены и сегодня, но лишь в отдельных зонах мира.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание