Психолог выделил два типа детей в зависимости от их чувствительности: орхидеи и одуванчики

0
0

Доктор Томас Бойс, заслуженный профессор педиатрии и психиатрии в Калифорнийском университете в Сан-Франциско, лечил разных детей. И тех, которые кажутся совершенно невозмутимыми и равнодушными к происходящему вокруг, и тех, кто чрезвычайно чувствителен к своему окружению. Со временем он начал их сравнивать с двумя очень разными цветами: одуванчиками и орхидеями.

Суть теории

Доктор Бойс провел почти 40 лет, изучая реакцию человека на стресс. Особое внимание он уделял именно детской психиатрии. Профессор выяснил, что большинство детей похожи на одуванчики. Они достаточно устойчивы и способны справляться со стрессом и невзгодами в повседневной жизни. Меньшее количество детей (те, кого он назвал «орхидеями») более чувствительны и биологически реагируют на нестандартные ситуации, что затрудняет им жизнь.

Профессор Бойс утверждает, что, как и цветок, ребенок-орхидея проявляет более сильную реакцию и восприимчивость как к плохим, так и к хорошим условиям, в которых оказывается. Если такие дети окружены заботой и вниманием, то могут «цвести», особенно если благоприятные условия подкреплены знакомыми, ежедневно повторяющимися действиями.

«Орхидеи» нуждаются в регулярных событиях, таких как ужин в одном и том же месте, в одно и то же время, с определенными ритуалами, которые семья проводит каждую неделю месяц за месяцем. Этот вид рутины положительно влияет на психическое равновесие столь восприимчивых и чувствительных детей.

Профессор подробно описывает свою теорию и дает рекомендации в книге «Орхидея и Одуванчик. Почему некоторые дети борются, и как все могут процветать».

Лабораторные исследования

Чтобы узнать, как дети разных, согласно теории, типов биологически реагируют на легкие, общие виды раздражителей и стресс, были проведены лабораторные тесты. Их усадили перед экзаменатором (научным сотрудником, с которым они ранее не встречались) и попросили выполнить ряд умеренно сложных задач. Это были простые математические действия. Целью было заставить ребенка вступить в диалог с экзаменатором, который мог спросить о дне рождения, подарках или семье. Такие вопросы сами по себе представляют сложность для маленьких детей.

Исследователи измерили реакцию на стресс, используя две системы человеческого организма. Первым показателем был уровень кортизола в крови, за который отвечает гипоталамус. Гормон стресса оказывает глубокое влияние как на иммунную функцию организма, так и на работу сердечно-сосудистой системы. Вторым была вегетативная нервная система. Именно она отвечает за потные ладони, мелкую дрожь, расширение зрачков.

Ученые следили за реакцией этих систем и чувствительностью детей во время проведения теста. Они обнаружили, что между испытуемыми имеются огромные различия. Некоторые дети очень остро реагировали на стресс, их показатели зашкаливали. А у других почти не наблюдалось биологического ответа на раздражители.

Связь восприимчивости и поведения

В ходе исследования было обнаружено, что наблюдаются схожие симптомы и реакции организма во время протекания физических заболеваний (тяжелых респираторных, пневмонии, астме) и при острых эмоциональных переживаниях (тревоге, депрессии). Таким образом, ученые сделали вывод, что одни и те же модели восприимчивости, которые наблюдаются у ребенка-орхидеи по сравнению с «одуванчиком», влияют не только на физические недуги, но и на психосоциальные и эмоциональные проблемы. Также выяснилось, что одни и те же виды основных биологических процессов наблюдались у всех подопытных.

Известно, что исследуемые показатели (уровень кортизола и реакция вегетативной нервной системы) оказывают мощное воздействие на иммунитет, то есть способность организма создавать защиту и бороться с вирусами и бактериями. Кроме того, они влияют на сердечно-сосудистую систему, что может стать причиной развития во взрослой жизни предрасположенности к гипертонии, гипертензии и другим заболеваниям.

Разница детских впечатлений в пределах одной семьи

Опыт детей в одной семье (братьев и сестер) может быть совершенно разным, несмотря на то, что их воспитывали одни и те же родители, в одном доме и районе. Это зависит от порядка рождения ребенка, его пола и в некоторой степени от различий в генетической последовательности. Именно поэтому дети в пределах одной семьи могут быть очень разными, как по характеру, так по восприимчивости окружающей действительности.

Как воспитать ребенка-орхидею?

Это, вероятно, одна из наиболее трудных задач, с которыми могут столкнуться родители. Им необходимо очень тонко соблюдать баланс между тем, чтобы оградить ребенка от излишнего стресса и не опекать его чрезмерно. Дети рано или поздно столкнутся со сложными обстоятельствами, поэтому задача родителей подготовить их к этому, «натренировать» справляться с трудностями на примере мелких задач.

Все люди разные, поэтому деление детей на два типа, это как деление мира на черное и белое. Всем им, независимо от устойчивости к стрессу, необходима любовь и поддержка.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание