На вкус и цвет... Как цвет влияет на восприятие пищи

0
0

Есть множество факторов, как генетических, так и психологических, которые влияют на то, нравится ли нам тот или иной продукт, блюдо, вкус. Почему люди любят одну еду, а другую попросту ненавидят? Почему иногда мы считаем невкусными продукты, которых даже никогда не пробовали?

Съел бы глазами

Что определяет наши вкусовые предпочтения? Генетика? Психологические факторы? Убеждения? Традиции? Да, существует огромное количество факторов, но не стоит сбрасывать со счетов цветовое восприятие пищи. Ученые уже успели доказать, что визуальные подсказки для нашего мозга очень важны, ведь они помогают оценить качество и вкус того, что мы едим.

Человеческий язык оснащен огромным количеством рецепторов, которые определяют четыре основных вкуса: сладкий, соленый, кислый и горький. Когда вкусовые рецепторы вступают в контакт с пищей, они посылают сигналы в наш мозг, где уже и интерпретируется полученная информация о вкусе и качестве.

Однако не стоит забывать о том, что сначала мы смотрим на еду, а лишь затем ее пробуем. Мозг получает информацию от глаз задолго до того, как рецепторы ротовой полости вступают в дело. Именно визуальные картинки предопределяют то, как человек впоследствии будет воспринимать аромат и вкус блюда.

Почему цвет так важен?

Вы когда-нибудь замечали, что порой маленькие дети отказываются есть те или иные продукты, только посмотрев на них, причем заставить их просто попробовать новое блюдо практически невозможно? Да что там малыши, порой так ведут себя и взрослые. Вполне возможно, что именно цвет в данной ситуации имеет важное значение.

Форма и оттенок продукта или блюда — это первое, что мы замечаем, глядя на тарелку в ресторане или рассматривая полки в супермаркете. Люди начинают ассоциировать цвет продуктов с его вкусовыми качествами и ароматами еще в детском возрасте.

Вы наверняка редко задумываетесь о том, что, покупая пудинг желтого цвета, вы уверены, у него будет вкус банана или лимона. А вот красные желейные конфеты наверняка порадуют нас вишневым, малиновым или клубничным вкусом. Мы полагаемся на цвета, выбирая свежие овощи и фрукты, ведь именно так можно оценить их качество и степень зрелости. Да, подсознательно мы считаем красные яблоки более сочными и сладкими, чем зеленые. К слову, этот интересный психологический эффект широко используется в пищевой промышленности.

Что говорят ученые?

В журнале Food Science были опубликованы результаты небольшого, но крайне интересного эксперимента. Добровольцам предлагали продегустировать коктейли, вкусы которых не соответствовали традиционным цветам. Интересно, что оранжевый напиток со вкусом вишни воспринимался людьми как сладкий апельсиновый коктейль. Если же он имел зеленый цвет и вишневый вкус, то подопытные чувствовали привкус лайма, которого в составе напитка не было.

Но ученые пошли еще дальше. Добровольцам предложили перекусить картошкой фри и сочным стейком. Комната была оборудована специальными осветительными приборами. Люди, принимающие участие в эксперименте, отмечали, что вкус блюда очень хорош.

Как только спецэффекты исчезали, подопытные видели на своей тарелке зеленую жареную картошку и кусок мяса синего цвета. Вкусовые свойства продуктов от этого не менялись, но люди практически мгновенно теряли аппетит. Более того, некоторые добровольцы отмечали появление пищевых расстройств и симптомов отравления после ужина, хотя красители, использованные во время готовки блюд, были абсолютно безопасными.

Пищевые красители — угроза или необходимость?

Подобные психологические трюки не являются секретом для работников пищевой промышленности. Красители добавляются как в готовые блюда, так и в свежие продукты. Например, многие торговцы уже давно поняли, что если сделать кожицу яблок красной с помощью специальных химических реагентов, то фрукты будут продаваться лучше.

Пищевые красители используются для того, чтобы компенсировать потерю продуктами цвета, связанную с воздействием ультрафиолета, изменениями температуры, влажности и прочих факторов внешней среды. Например, филе лосося, которого выращивают искусственным путем, имеет сероватый оттенок — именно поэтому его окрашивают в розовато-оранжевые цвета, дабы создать впечатление, что рыба очень свежая и качественная.

Как можно увидеть, визуальная картинка очень важна для человека. Те или иные цветовые оттенки продуктов порой не менее важны, чем ароматы и вкусы. Поэтому да, несмотря на потенциальный вред пищевых красителей, вряд ли от их использования откажутся в ближайшем будущем.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание