Ваш ребенок - орхидея или одуванчик? Исследования психологов

0
0

Все люди по-разному реагируют как на стресс, так и на любые ситуации, происходящие вокруг них. Кто-то менее восприимчив к разного рода событиям, кто-то гораздо более чувствителен к ним. Дети здесь не исключение. Специфика поведения детей и той, и другой группы активно изучается психологами, и проводимые наблюдения позволили ученым сравнить малышей… с цветами.

Две категории детей

Американский психолог Томас Бойс, доктор медицинских наук, профессор педиатрии и психиатрии Калифорнийского университета, более сорока лет изучает реакцию человека на стресс – в том числе реакцию детворы. Многолетние наблюдения за малышами и метафорическое мышление позволило Бойсу условно разделить абсолютно всех детей на две группы – орхидеи и одуванчики.

Третьей категории здесь быть не может: одни остаются безучастными к стрессовым ситуациям, к каким-то изменениям, неожиданностям в привычной сфере; другие, напротив, реагируют на все очень остро. Точно так же, замечает ученый, ведут себя два вышеуказанных цветка: один – ранимый и восприимчивый, другой – стойкий борец. Расскажем далее про умозаключения психологов более подробно.

Дети-орхидеи

Дети-орхидеи ранимые и чувствительные. Таких детей, рассказывает Томас Бойс, меньшинство – об этом свидетельствует его многолетний опыт и практика работы с ребятней. Как правило, детский характер таков, что какие-то перемены в своей жизни малыши воспринимают не критично. Однако отдельные ребятишки реагируют на все чужое крайне болезненно – точь-в-точь, как орхидеи. Мало того: такая острая реакция у этих детей появляется не только на что-то негативное, как можно было бы подумать, но и на вполне позитивные и безобидные вещи.

Все, что нужно ребенку-орхидее, по словам психологов, это стабильность. Привычная, рутинная повседневность, когда он четко знает, что, как и когда случится. Он проснется, а потом мама возьмет его на ручки и отнесет к зеркалу, потом умоет и вытрет пушистым полотенцем, потом будет переодевать и непременно петь песенку – и обязательно какую-то конкретную – и так далее. Любой отход в сторону от привычного ежедневного ритуала (мама не подошла к зеркалу, а сразу пошла умывать его или вытерла другим полотенцем) вызывает у крохи дискомфорт, ощущение паники и стресса. Для таких детей очень важно, чтобы все, к чему они привыкли, повторялось каждый день. Кому-то это покажется скучным, надоедливым – однако для орхидей подобное не только важно, но и полезно. Если все ежедневные ритуалы, привычные ребенку-орхидее, соблюдаются изо дня в день, а комфорт его ничем не нарушается, то такой ребенок может достичь очень и очень многого.

По словам психологов, воспитание детей-орхидей – наиболее трудная задача для родителей. С одной стороны, им нужно не подталкивать их к тому, что способно напугать, ошеломить их; с другой стороны, родители не должны так сильно беречь их и защищать, чтобы дети не могли научиться самостоятельно справляться с трудностями. Соблюдать эту тонкую грань – вот главная задача для родителей деток-орхидей.

Дети-одуванчики

Одуванчиков, напротив, из колеи никакими способами не выбьешь. Со стрессовыми ситуациями, даже если они как-то задевают их или причиняют дискомфорт, подобные дети справляются довольно быстро и легко – и так же быстро и легко забывают о них, переключившись на что-то другое. Никаких особых биологических реакций у таких ребят не происходит. Мало того, они могут вообще не воспринимать ту ситуацию, которую детки-орхидеи сочтут стрессовой, как таковую. Для них не является глобальной проблемой то, что мама пошла в магазин и не взяла их с собой, или то, что прохожий на улице спросил, который час.

Тест на определение личности

Чтобы выявить, как дети будут реагировать на те или иные предлагаемые ситуации с возможными стрессовыми обстоятельствами, Томас Бойс и его коллеги провели эксперимент в лабораторных условиях. Своеобразный тест на определение типа личности, а заодно и на понимание того, какие реакции возникают у детей в тех или иных условиях.

Ход эксперимента

Группа испытуемых деток была проведена в помещение к экзаменатору – научному сотруднику центра, который прежде не был им знаком. Тем самым психологи создали уже сразу два стрессовых момента – закрытое незнакомое помещение и взрослый незнакомый человек. Экзаменатор попросил ребят выполнить несколько несложных задач. Например, нужно было посчитать цифры или прибавить цифры к уже имеющимся; надо было также побеседовать с этим человеком – просто суметь поддерживать диалог. Экзаменатор спрашивал ребят об их днях рождения, о семье, о том, какие подарки они получали недавно и так далее. Ничего особенного, но для маленького ребенка подобная беседа – зачастую тоже весьма серьезная проблема.

В то время, когда ребятишки выполняли задания, экспериментаторы следили за их реакцией. Надо сказать, что за реакцию на стресс в человеческом организме отвечают две системы. Первая расположена в гипоталамусе мозга, она отвечает за выброс кортизола – гормона стресса. Вторая – вегетативная нервная система, та самая, которая в ответе за дрожание конечностей, пот, расширение зрачков и так далее. Так вот именно за работой этих двух систем, заключив детей в условия стресса, психологи и наблюдали.

Результаты эксперимента

Результатами проведенного опыта стали выводы о том, что дети полярно реагировали на смоделированную ситуацию. У кого-то и вегетатика срабатывала, и выброс кортизола зашкаливал – а кто-то вообще практически никоим образом не отметил для себя данные обстоятельства как стресс.

Подобные результаты и позволили психологам заключить, что есть только два типа личности детей касательно их реакции на стрессовые условия.

Реакция на стресс равна слабому иммунитету?

Психологи считают, что дети-орхидеи гораздо больше, нежели дети-одуванчики, подвержены каким-либо заболеваниям. Все дело в том, что активная работа двух вышеуказанных систем, полагают ученые, оказывает огромное воздействие на иммунную систему; таким образом, она может быть ослабленной и не защищать ребенка от вирусов и бактерий.

Также огромно воздействие две эти системы оказывают на работу сердца и сосудов, а потому у орхидей в будущем велик риск развития таких заболеваний, как гипертония и так далее.

Интересный факт

Психологи утверждают: если в семье двое детей (или трое, или четверо – неважно), и один из них – орхидея, вовсе не обязательно, что второй (третий, четвертый) ребенок тоже будет орхидеей. У них одни родители, одно воспитание, одни условия проживания, одна окружающая среда – но реакция на все это может быть полярно разной, и это нормально. Единственное, что в данном случае может иметь значение – процесс появления на свет, пол ребенка, те или иные генетические особенности, которые у одного могут проявиться сильнее, а у другого – меньше либо не проявиться вообще.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание