От Клеопатры до принцессы Дианы: 7 мам, вошедших в историю

0
0

От Кэролайн Ансбахской, которая вела долгую вражду со своим старшим сыном, до Жозефины Бейкер, которая создала свою собственную уникальную семью, вам предлагается узнать некоторые подробности из жизни семи самых известных мам «всех времен и народов», которые вошли в историю. В то время как некоторые были готовы вести войну за своих детей, другие шли на поводу у своих потомков, которые в буквальном смысле заставляли их становиться на путь войны.

Кэролайн Ансбахская

У королевы Ансбахской Каролины (1683–1737) и ее мужа, короля Георга II, в общей сложности было девять детей. Однако ее жизнь была омрачена продолжительной враждой со своим старшим сыном и наследником британского престола принцем Фридрихом.

Трейси Борман пишет для журнала BBC History Magazine, что Фредерик получил о родителей, которые открыто презирали его, ужасное воспитание. Когда Георг стал принцем Уэльским в 1714 году, он и Кэролайн переехали в Англию, оставив принца Фридриха в Ганновере. Когда наследнику наконец разрешили воссоединиться со своей семьей, практически все ее члены не скрывали своей ненависти к нему.

Историк Дженис Хэдлоу описала, как Кэролайн и ее сын ссорились наедине и на публике из-за денег, политики и семейных вопросов в течение многих лет. Фридрих, несомненно, разжигал вражду, вел себя на людях неподобающим образом, накапливал долги по азартным играм и постоянно заводил любовниц. Тем не менее, Хэдлоу предполагает, что ненависть Георга и Кэролайн к их сыну выглядит уж слишком шокирующей.

За несколько месяцев до смерти отношения Кэролайн с сыном достигли дна. Жена Фридриха Августа была беременна своим первым ребенком, и было принято, что королевские роды посещали старшие члены королевской семьи. Тем не менее, решив помешать присутствию его матери и отца при рождении их внука, Фридрих заставил свою жену (которая в то время уже рожала) отправиться в Сент-Джеймс, чтобы избежать их появления. Потрясенная действиями сына, Кэролайн, как сообщается, воскликнула: «Вот, негодяй! Этот злодей! Я бы хотела, чтобы земля открылась в этот момент и погрузила монстра в самую глубокую дыру в аду!».

Несмотря на годы борьбы, будучи уже при смерти, в 1737 году королева Кэролайн отправила письмо прощения своему сыну. Однако их вражда так и не была решена лично, и принц Уэльский отказался присутствовать на похоронах своей матери. Фридрих так и не стал королем. Он умер в возрасте 44 лет от абсцесса легких.

Жозефина Бейкер

Танцовщица и певица 1920-х годов Жозефина Бейкер (1906–1975) была очень необычной женщиной. При невозможности иметь собственных детей в 1953 году Бейкер начала создавать свою уникальную семью практически с нуля.

После десятилетнего планирования она начала своеобразный эксперимент, усыновив 12 детей из разных стран – Японии, Финляндии, Колумбии, Франции, Берега Слоновой Кости и Кореи. Бейкер назвала свою новую семью со всего мира «Радужным племенем» и призвала каждого ребенка соблюдать обычаи, язык и религию своей страны.

Бейкер и ее муж Джо Буйон решили воспитать 12 детей в замке 15-го века в ее поместье Les Milandes в сельской местности на юге Франции. Она превратила поместье в экстравагантный парк развлечений для детей с бассейном и цирковыми аттракционами.

Неудивительно, что пресса была очарована расовым разнообразием «Радужного племени» Бейкер. Она вызвала повышенный интерес к своей персоне, создав свою семью как образец расовой гармонии. «Я докажу, что люди могут уважать друг друга, если им представится такая возможность», - сказала она изданию «Ле Монд».

Однако желание Бейкер содержать своих новых детей в качестве символов расовой терпимости и единства для некоторых из них было утомительным и трудным. В интервью 2009 года Der Spiegel ее сын Джарри отметил, что они чувствовали себя как «домашние обезьяны», выставленные для прессы и посетителей Les Milandes. Объединив «Радужное племя», Бейкер создала не только семью, но и некое публичное зрелище.

Клеопатра

Клеопатра использовала материнство в своих политических интересах. В 47 г. до н. э. после романа с римским императором Юлием Цезарем она родила первого ребенка, Цезариона.

Статус матери сына Цезаря способствовал укреплению власти Клеопатры, и она воспользовалась этим фактом. Несмотря на то, что Цезарь никогда публично не признавал Цезариона, Клеопатра настаивала, что он был ребенком римского полководца. Даже имя Цезариона, означающее «Маленький Цезарь», явно предназначалось для утверждения его родительства.

Когда Цезариону было всего три года, его мать назначила его своим соправителем. В своей книге «Клеопатра, последняя королева Египта» (2008) Джойс Тилдесли заявляет, что, имея рядом с собой сына, Клеопатра могла отказаться от любой мысли о том, что она могла бы принять роль женщины-короля, и вместо этого могла развить свою новую мощную личность – полубожественную мать. Теперь ее нужно было отождествить с самой известной матерью-одиночкой Египта, богиней Изидой.

В 30 г. до н. э. Клеопатра покончила с собой, а не покорилась врагу – приемному сыну Цезаря, Октавиану. В последние минуты она стремилась защитить Цезариона, прокладывая ему путь к спасению. Однако ее попытки защитить его были тщетны, поскольку Цезарион, которому в то время было 16-17 лет, был захвачен и убит войсками Октавиана.

У Клеопатры было еще трое детей от римского полководца Марка Антония: Птолемей Филадельф (родился 36 г. до н. э.) и близнецы Клеопатра Селена и Александр Гелиос (родились 40 г. до н. э.). Когда Клеопатра умерла, их отвезли в Рим и воспитали в семье вдовы Марка Антония, Октавии.

Королева Виктория

Между 1840 и 1857 годами королева Виктория со своим мужем принцем Альбертом родила пятерых дочерей и четырех сыновей. Современные образы королевской семьи изображали их как совершенную картину домашнего блаженства. Тем не менее, точность этого публичного образа была предметом споров среди историков.

Трейси Борман утверждала, что Виктория позаботилась о том, чтобы дать своим детям счастливое воспитание. Королевская чета построила деревянное шале для своих детей в лесу в доме Осборна на острове Уайт, где дети подавали чай взрослым, управляли магазином игрушек и ухаживали за своими собственными садовыми участками.

Но другие историки нарисовали совсем другую картину отношений Виктории с ее детьми, задавая вопрос, было ли представление о ней как о нежной матери чем-то большим, чем пропаганда. Хелен Раппапорт предполагает, что наедине «она ненавидела быть беременной. У нее была пренатальная и послеродовая депрессия. Она ни в малейшей степени не была и не хотела быть матерью». Джейн Ридли соглашается, утверждая, что Виктория не была любящей матерью - она ​​считала своим долгом быть суровой по отношению к детям, а не проявлять нежную привязанность.

Виктория была одержима своими детьми, и Ридли предполагает, что даже когда они достигли совершеннолетия, ее потребность контролировать их жизнь стала почти патологической. Она нанимала шпионов и информаторов, которые сообщали ей о делах ее детей.

Отношения Виктории с ее старшим сыном принцем Эдвардом, известным его семье как Берти, были особенно проблематичными. Он оказался постоянным разочарованием для своей матери: он с трудом учился на школьных уроках в детстве и был втянут в серию скандалов, будучи взрослым. Как сообщается, Виктория сказала о своем сыне: «Я не могу думать о нем, с этой болезненно маленькой и узкой головой, этими огромными чертами лица и полным отсутствием подбородка». Их отношения достигли критического накала после смерти принца Альберта. Альберт заболел после долгой прогулки под дождем со своим сыном, когда пошел, чтобы дать Берти моральное наставление после его участия в сексуальном скандале с проституткой. Виктория много лет обвиняла Эдварда в смерти ее любимого Альберта, написав, что никогда не сможет смотреть на него без содрогания.

Принцесса Диана

«Народная принцесса» стала матерью 21 июня 1982 года, когда она родила своего первого сына - принца Уильяма. Диана отбросила в сторону все правила королевского этикета и материнства, применяя практический подход в попытке дать своим сыновьям более практичное воспитание. С самого начала она порвала с традицией. При рождении Уильяма (а также ее второго сына Гарри два года спустя) она стала первой королевской матерью, которая родила в больнице.

Трейси Борман пишет для журнала BBC History Magazine, что стремление Дианы к нормальности продолжалось по мере того, как росли ее мальчики, так как она была полна решимости дать своим мальчикам как можно более нормальное воспитание. Принцесса Диана выводила Уильяма и Гарри на публику больше, чем любых других королевских детей, организовав детские вечеринки и поездки в тематические парки.

«В одном известном случае, - говорит Борман, - Диана отвезла их на лондонском метро в цирк Пикадилли и села на автобусе до Кенсингтонского дворца. Она также отвела их в McDonald's, но настояла, чтобы они стояли в очереди, как и все остальные». Несмотря на попытки защитить Уильяма и Гарри от слишком большого количества фотографов, средства массовой информации преуспели в том, что и сама Диана стала более популярной, чем кто-либо и когда-либо.

Элеонора Аквитанская

Для Элеоноры Аквитанской (1122–1204 гг.) материнство и политика были неразрывно связаны.

Элеонора, весьма востребованная королевская невеста со значительным приданым, вышла замуж за Генриха Анжуйского (ее второго мужа и будущего короля Англии) в 1152 году. Хотя у пары часто возникали разногласия, у них родилось восемь детей в период между 1153 и 1166 годами. Позже, в 1167 году (возможно, из-за различных измен Генриха), Элеонора ушла и создала свое собственное хозяйство в Пуатье.

В 1173 году была проверена материнская верность Элеоноры, когда ее сын Генрих начал заговор с целью свержения своего отца и захвата английского престола. Элеонора встала на сторону своего сына и, как и следовало ожидать, была арестована за измену. Она находилась в тюрьме не менее 10 лет, пока после нескольких лет конфликта Генрих не стал просить об освобождении его матери на смертном одре. Генрих II частично уступил, позволив Элеоноре на некоторое время вернуться в королевскую семью.

После смерти Генриха II в 1189 году на престол вступил третий сын Элеоноры, Ричард Львиное Сердце, немедленно восстановивший полную свободу своей матери. Дуглас Бойд предполагает, что именно Элеонора подготовила Ричарда к тому, чтобы тот смог стать достойным правителем. Он заявляет, что Ричард изучил правила правления государством, преподанные ему матерью, наблюдая, как она эффективно управляет Аквитанией после ее ухода от Генриха II. Он утверждает, что мать Ричарда была «единственной благородной женщиной, к которой он относился с уважением». Ричард дал ей значительную политическую власть, назначив Элеонору править Англией в качестве регента, когда он отсутствовал, сражаясь в крестовых походах.

Элеонора также дожила до того, что ее младший сын Джон стал королем Англии. Элизабет Нортон предположила, что Элеонора играла роль в политических маневрах, которые обеспечили трон для Джона, называя ее «самым большим и самым активным сторонником Джона» вплоть до ее смерти в 1204 году в возрасте 82 лет.

Анна Болейн

Когда Генрих VIII женился на Анне Болейн, он отчаянно нуждался в сыне и наследнике. Однако когда в сентябре 1533 года Анна родила своего первого ребенка, это была дочь Элизабет (а не сын, которого хотел король). Тем не менее, предполагается, что Энн вовсе не стыдилась за свою девочку, ей нравилась Элизабет, и у нее даже была «специальная бархатная подушка, чтобы ребенок мог лежать рядом с ней, когда она занималась судебными делами».

После выкидыша, когда наследник мужского пола так и не родился, в январе 1536 года ее отношения с Генрихом быстро распались. В мае того же года Генрих казнил Анну за прелюбодеяние. Ее дочери Елизавете в то время было всего два года.

Похвала Элизабет за своего отца и нечастое упоминание о ее матери на публике привели к предположению, что принцессе было стыдно за свою мать, которую все еще обвиняли в суде как «Великую блудницу». Тем не менее, Трейси Борман утверждала, что это заблуждение, и что, несмотря на то, что она потеряла свою мать в таком юном возрасте, Элизабет берегла память о ней. Понимая, насколько политически проблематичной была Анна, Элизабет прагматично использовала более тонкие способы продемонстрировать свою привязанность. Например, когда она изображала подростка на портрете, она носила подвеску своей матери, на которой было начальное «А».

Во время своего правления Элизабет продвигала родственников Анны на видные посты и носила медальон с изображениями ее самой и своей матери. У нее также было рубиново-бриллиантовое кольцо, в котором было потайное отделение с миниатюрным портретом Анны. Это кольцо было снято с тела Элизабет на смертном одре в 1603 году, что и говорит в пользу того, что ранняя и травмирующая потеря матери оставалась с ней на протяжении всей ее жизни.

Послесловие

Конечно, все вышеизложенные факты в основном относятся исключительно к королевским семьям и августейшим особам. Но сколько в мире еще матерей, которые на равных могли бы претендовать на почетное место в истории...

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание