Почему детям нужно читать бумажные книги, а не электронные: влияние на уровень интереса и внимания

0
0

В наши дни проблемы мерцающих экранов наиболее актуально. Компьютеры и планшеты давно взяли на себя очень много функций. Все чаще они заменяют бумажные книги. Это действительно очень удобно, ведь можно носить в кармане целую библиотеку. Однако может ли электронная книга заменить обычную для ребенка?

Опыт учителя

Дженнифер Дорети, учительница дошкольного образования, имеющая степень, живет в Нью-Йорке и давно занимается преподаванием. И только однажды за более 17 лет работы с детьми она попыталась прочитать им электронную книгу, и это был настоящий провал.

«Я обнаружила, что они не запоминают информацию, прочитанную с экранов, так же хорошо, как то, что прочитывают в бумажном варианте. После того как история закончилась, я задавала вопросы, на которые они не смогли найти ответы», - говорит Дорети. Она также сказала, что дети были больше сосредоточены на том, чтобы листать страницы дальше. Они совершенно не вдумывались в текст. У нее создавалось ощущение, что ученики просто не воспринимают написанную информацию. Дорети никогда не сталкивалась с подобным во время работы с бумажными изданиями.

Как мерцающий экран влияет на восприятие

Опыт Дорети не единичен. Фактически, новые исследования показывают, что впечатление Дорети о том, как ее ученики воспринимали электронные книги было очень точным.

В одном из недавних исследований, опубликованном в известном педиатрическом журнале, 37 семей читали своим детям книги в трех различных форматах: печатный, электронный и расширенный электронный, то есть на экране также присутствовала анимация и было музыкальное сопровождение. Процесс записывался на видео.

Затем ученые посмотрели, какого типа происходили взаимодействия между членами семьи во время разных форматов чтения.

Полученные результаты

Итак, ученые заметили, что во время чтения печатных книг родители показывали большую заинтересованность. В то же время очень многие из них быстро пролистывали сказку, отчасти пересказывая ее детям. Малыши, участвовавшие в эксперименте, также больше говорили о печатных книгах, которые они читали. Кроме того, во время взаимодействия семьи с бумажным издание люди проявляли больше признаков невербального контакта.

«Совместное чтение книг - это одно из наиболее важных видов деятельности, в которых может участвовать семья», - сказала руководитель исследования доктор Тиффани Манцер, специалист по поведенческой педиатрии в детской больнице CS Mott Мичиганского университета.

Также она сказала, что с ростом количества мобильных устройств, который продолжается последние годы, необходимо как можно быстрее понять, насколько мы можем им доверять. И в этом Манцер видит свое предназначение и предназначение своих коллег.

Объяснение результатов

Когда исследователей спросили, что же является причиной подобной реакции на чтение электронных книг, Мюнцер предположила: «Родители маленьких детей прекрасно знают, как читать своим малышам книги. Однако когда в дело вмешивается планшет, он отвлекает от привычного занятия и мешает нормальному общению».

Исследователи считают, что все дело в том, что электронные вещи отвлекают, наше внимание сосредотачивается на управлении гаджетом, а не на получении информации.

«Более яркие, переливающиеся цвета, больше музыки и шумов. Родители и дети наблюдают за картинками, при этом совершенно не уделяя внимания рассказываемой в книге истории», - сказала она.

Манцер добавляет: «Однако это не означает, что чтение электронных книг совершенно бесполезно, особенно если сравнивать его с бездействием. Однако оказываемое благотворное влияние намного меньше, чем в случае с печатным изданием».

Все аспекты развития мозга ребенка происходят благодаря позитивному общению детей с их родителями. И это взаимодействие способствует обучению детей языку, способностям решать проблемы и связям с окружающими.

Возрастающая популярность электронных книг

Описанное выше исследование подтверждают данные других экспериментов, проведенные за последние годы. Так, одно из исследований 2014 года доказало, что взрослые пользователи электронных книг прочитывают намного меньше, чем те, кто предпочитает бумажные издания.

Тем не менее популярность электронных книг растет даже среди детей. В 2013 году было проведено исследование, которое установило, что за последние три года число детей в возрасте от 6 до 17 лет, использующих электронные книги, удвоилось.

Эта тенденция также оказывает и положительное влияние. Одно исследование показало, что дети, которые читают с помощью электронных книг, имеют повышенную фонематическую осведомленность (навык, помогающий различать и воспроизводить звуки). Также электронные книги помогают учиться читать.

Не сравнимо с настоящей книгой

Тем не менее, по словам Даны Робертсон, исполнительного директора Исследовательского центра и клиники грамотности в Университете штата Вайоминг, ничто не может сравниться с преимуществами, которые дает настоящая книга родителям и их детям.

Когда ее спросили, могут ли быть полезны электронные книги, которые сами читают историю ребенку без присутствия родителей, она ответила отрицательно, объяснив, что преимущества чтения книг сводятся к совместному времяпрепровождению.

Робертсон объяснила, что во время совместного чтения родители предоставляют ребенку информацию не только о содержании книги, но и об окружающем мире. Они также помогают ребенку развивать речевые навыки и учиться понимать невербальные знаки общения

Главное – общение

Подобное взаимодействие может быть установлено и при использовании цифровых носителей, говорит Робертсон, но тогда родитель должен контролировать все интерактивные функции. Взрослый должен обязательно сам читать книгу и активно взаимодействовать с ребенком. Следить за тем, чтобы он не отвлекался на гаджет, а был сосредоточен на повествовании. Однако осуществить это не всегда просто и легче взять бумажное издание.

От программ, которые читают ребенку сами, следует отказаться совсем. Они не могут обеспечить необходимое общение. И, как объяснил Робертсон, это общение - большая часть того, что дети получают из опыта чтения.

«Чтение книг для младенцев, детей ясельного возраста и очень маленьких детей - это очень эмоциональное занятие. Знакомый голос, непосредственная близость с родителем, чувство комфорта - все это делает опыт позитивным. Постепенно это поможет привить любовь к чтению, которая сохранится и во взрослой жизни», - сказала она.

Манцер соглашается с мнением Робертсон. Конечно, ранее она говорила, что даже электронная книга, которая читает себя сама, лучше чем совсем ничего, но для раннего возраста действительно нужно именно взаимодействие со взрослыми. Также родители учат детей получать и обрабатывать информацию, неважно откуда она была получена. Поэтому можно чередовать чтение электронных и печатных книг.

Ребенок должен находить радость в чтении

При этом Манцер не хочет, чтобы результаты исследования заставляли родителей чувствовать себя виноватыми из-за того, что у них, возможно, не хватает времени на чтение вместе с ребенком.

«Родители сегодня очень много уделяют времени детям по сравнению с предыдущим эпохами. И это действительно большая и серьезная работа. Цель нашего исследования была не в том, чтобы усложнить им жизнь, а в том, чтобы помочь семьям осмыслить деятельность, в которой они участвуют, воспитывая детей. На самом деле, взрослые очень быстро понимают, что только живое чтение бумажных книг доставляет детям настоящую радость», - настаивает она.

Доретти также говорит о том, как ее ученики довольны, когда она начинает читать, временами меняя голос и выступая в роли различных персонажей.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание