Почему взрослым людям так сложно извиняться

В чем разница между прощением и оправданием? Эти два понятия вполне конкурентоспособны, с одной лишь разницей. Когда человек прощает, он делает сознательное усилие для преодоления гнева и пытается ослабить негативные эмоции, обусловленные оскорбительным поступком или ситуацией. Прощение отрицает мщение, но не снимает с человека ответственности за причиненный ущерб. Самым ярким примером может стать раскаяние преступника, которое услышали родственники жертвы. Да, вероятно, приговор суда будет более мягким, но это не убережет злоумышленника от ответственности.Прощение

Прощение и наказание не должны противоречить друг другу

Целью оправданий является попытка снижения моральной вины за проступок и стремление избежать наказания. Например, адвокаты часто вытаскивают со скамьи подсудимых виновных в преступлении людей. К другим понятиям, тождественным прощению, можно отнести попустительство, терпимость и милосердие. Когда жертвы преступления проявляют терпимость по отношению к мучителю, они признают его вину, но живут с этим. Когда они оправдывают действия преступника, само злодеяние автоматически отправляется в список непредумышленных.

Что такое подлинное прощение?

Под настоящим прощением мы понимаем стремление любыми способами преодолеть обиду, что является серьезной моральной работой. Сложность заключается в том, что человек не может простить обидчика только лишь потому, что этого требуют нормы морали. Он долгое время подготавливает себя к внутренней трансформации сознания, подразумевающей отказ от мести, отпущение обиды и возможность поставить провинившегося на один уровень с собой. Вся эта работа направлена на облегчение души и не может считаться завершенной, если со стороны обидчика не последует ответных действий (раскаяния). Обидчик должен стремиться осознать свою вину и принять на себя ответственность за оскорбительный поступок. Только так оступившийся человек может встать на путь исправления.Слова

Это двусторонний процесс

Однако преступлений в мире не становится меньше, а жертвы боятся, что мучившие их изверги каются перед судом, вооружившись неискренностью и неплохой актерской игрой. Мы все знаем, что иногда слова не имеют никакого значения. Человек, который жаждет уйти от ответственности или получить минимальное наказание, может клясться в том, что готов встать на путь исправления. Вы никогда не узнаете, искренне ли он раскаялся, сумел ли поставить себя на место своей жертвы, действительно ли он испытывает угрызения совести.

Бывает так, что жертва, оставшаяся в живых, долгое время работает с психологами, не в силах оправиться от шока, а также физических и эмоциональных травм. Реальное прощение снимает с души тяжкий груз ненависти к другому человеку. Но для того, чтобы освободиться от гнета, жертве могут понадобиться не месяцы, а годы. Ситуацию усугубляет нежелание преступника раскаяться, его удаленное местоположение или даже смерть.

Нет нужды говорить о том, что моральное взаимодействие между разными категориями граждан является сложным механизмом. Но прощение помогает нам двигаться по жизни дальше, не только восстанавливая прежние отношения, но и избавляясь от гнета негативных мыслей. Когда чувство обиды или чувство вины являются элементами вашей повседневной жизни, вам сложно сосредоточиться на настоящем моменте. Вы продолжаете жить в прошлом, ослепленные жаждой мести, совершенно забыв о важных ценностях: взаимоуважении, гармонии и мире.Сложность

Почему мы должны всегда прощать?

Принципам всепрощения учит нас классическая литература и заповеди Божьи. Люди стараются жить по принципам морали, даже если сталкиваются с немыслимыми по своей жестокости преступлениями. В этой связи возникает логичный вопрос: существует ли та грань злодеяний, за которой жертвам и членам их семей позволительно не прощать преступника? Когда мы говорим о бытовом насилии или ссорах, легко представить, что можно простить обидчика. Но когда мы говорим о кровавых убийствах, пытках или издевательствах, может ли прощение чем-то помочь и самой жертве, и ее палачу?

С точки зрения криминалистов

Психологи-криминалисты не особо верят в исправление и покаяние жестоких насильников и убийц, а посему предлагают не потворствовать формированию образа раскаявшегося и сбившегося с пути человека. Вместо этого жертвам дается сигнал о том, что любое грубое и аморальное поведение характеризует преступника с самой худшей стороны. Вряд ли вор, который всю свою сознательную жизнь воровал, попав на скамью подсудимых, в одночасье осознает свою вину и встанет на путь исправления. Он будет это делать всегда, ведь по большому счету он ничего больше не умеет.

То же самое характерно и для отъявленных социопатов и психопатов, которые готовы преступить закон во имя собственной выгоды. Эти люди никогда не раскаются, так почему их жертвы должны принимать условия всепрощения? Чтобы преступник получил максимально суровое наказание, жертвы могут подавлять сформированные в обществе ценности и до конца отстаивать свое достоинство, выражая своего рода моральный протест. Иногда это целесообразно сделать из-за соображений безопасности, например, из-за опасения, что через несколько лет преступник выйдет на свободу и учинит новую расправу. В данной ситуации прощение подразумевает нечто большее, чем просто преодоление обиды.Прощение

Античные нормы морали

Любопытно, что древнегреческие мыслители Платон и Аристотель разделяли концепцию всепрощения от оправданной злости или обиды. Они воспринимали это качество, как одну из добродетелей, но приписывали гнев и жажду мести морально неустойчивым лицам. Согласно философам античности, добродетельный человек не застрахован от морального вреда, причиненного другими людьми. Сами моральные или аморальные деяния можно условно разделить на добровольные и недобровольные поступки. Помилование может быть использовано, когда человек совершал злодеяния не по своей воле. В этом случае не должно быть неоправданной злости со стороны пострадавшего, ведь преступник, по сути, тоже является жертвой.Слова

Гнев как импульс

Аристотель дал определение гневу как импульсу, сопровождающемуся болью. Мыслитель утверждал, что этому качеству более подвержены неуверенные в себе люди, а также лица, помещенные в стесненные условия, например, бедняки. А вот добродетельный человек по Аристотелю не имеет причин для злости, ведь его моральные принципы сильнее и выше, чем моральные принципы правонарушителя. Ну а если нет повода для гнева, нет повода для обиды и мести. Античная концепция всепрощения во многом схожа с библейскими учениями и больше направлена на помилование, чем на преодоление обиды.Сложность

Современные представления о прощении

Вот почему древние представления о прощении могут показаться нам неадекватными или неполными. Такое понятие, как преодоление обиды, родилось в наши дни. Проблема заключается в том, что, если люди не руководствуются принципами свободной воли и не имеют серьезного контроля над своими действиями, они не почувствуют вашу обиду, а вы останетесь без рычагов влияния. И только лишь в том случае, если эти лица действовали по своей воле, ваша обида может быть обоснована. Когда люди осознают аморальность своего поведения, в свою очередь, обида становится бессмысленной, а прощение не требует никаких особых усилий с вашей стороны. С другой стороны, когда преступники не могут раскаяться, вы не можете отпустить свой гнев. В противном случае этот жест будет рассмотрен как потворство пороку.