Для незрячих людей искусство стало доступнее
Искусство – это универсальное средство выразительности, которое создает мосты между языками, временами и культурами. Однако галереи и музеи далеко не всегда доступны всем – зачастую слепые и слабовидящие люди исключаются из тех, кто может окунуться в мир искусства. А учитывая тот факт, что во всем мире насчитывается около 285 миллионов слепых и слабовидящих людей, внушительная часть населения Земли не получает такой возможности. Однако современные инновации постепенно делают искусство более инклюзивным.
Искусство для слепых и слабовидящих
Многие слепые и слабовидящие люди уже смогли окунуться в искусство с помощью звуковых описаний того или иного произведения, будь то аудиогид в музее или же объяснения друзей. Однако такой подход не позволяет им самостоятельно интерпретировать работу художника. К счастью, постоянно разрабатываются новые решения, которые создают для любителей искусства тактильные способы, позволяющие заменить зрение на осязание. Вот несколько способов, при помощи которых искусство становится более доступным для слепых и слабовидящих людей во всем мире.
3D-печать изобразительного искусства
3D-печать делает искусство более доступным при помощи создания трехмерных осязаемых версий произведений искусства, в частности наиболее известных в мире. Слепые и слабовидящие люди, которые никогда в жизни не видели таких произведений искусства, как «Мона Лиза» или «Крик», теперь могут «увидеть» такие картины, используя свои пальцы. Одним из лидеров в этой области является компания 3D Photoworks, которая создает тактильные версии исторических шедевров, а также современной фотографии. Произведения, которые создаются в этой компании, также имеют сенсоры, которые активируют звуковое описание работы, когда кто-либо дотрагивается до нее. На сегодняшний день компания предоставила свои работы уже в несколько музеев по всем Соединенным Штатам Америки, однако ее целью является охват более 35 тысяч музеев по всей Северной Америке.
Внедрение шрифта Брайля в визуальное искусство
Внедрение шрифта Брайля в традиционные формы искусства – это еще один способ сделать произведения искусства более доступными. А путь для этого инновационного метода проложил художник Рой Начум из Нью-Йорка. Он создает то, что называет «изобразительным искусством для инвалидов по зрению». Его работы на первый взгляд просто прекрасны – одна из них даже была использована в качестве обложки нового альбома Рианны. Но для тех, кто не может увидеть невероятные произведения изобразительного искусства Начума, есть другой вариант. На этих произведениях шрифтом Брайля написаны не менее поразительные стихи. Чтобы обратить внимание на тактильную важность его работ, Начум покрывает их пеплом, чтобы после прочтения стихов на картине оставались следы пальцев. Эти следы выступают в качестве задокументированного факта человеческого контакта с искусством. Данный инновационный подход к интерактивному искусству позволяет каждому проникнуться работой автора различными, но при этом одинаково сильными способами.
Экстратекстурированные картины для инклюзивности
Чтобы сделать искусство более доступным для людей, которые не могут видеть, не обязательно нужно изменять уже существующие произведения. Например, картины можно создавать, имея в виду данную аудиторию изначально и накладывая больше разных слоев краски для достижения больших тактильных впечатлений. Джон Брамблитт – это один из широко известных художников, использующих эту технику. Он начал рисовать в 2001 году, когда потерял зрение из-за осложнений с эпилепсией и болезнью Лайма. Брамблитт сказал, что потеря зрения помогла ему изменить его образ мысли касательно искусства и цвета в лучшую сторону. Чаще всего он создает свои картины с помощью толстых слоев краски, которые позволяют насладиться готовой работой как тем, кто может на нее посмотреть, так и тем, кто может ее только потрогать. И хотя использование слоев краски для достижения эффекта текстурирования является распространенным, очень мало художников используют эту технику для того, чтобы делать их произведения более инклюзивными. Но, несмотря на невысокую популярность, текстурированное рисование является простым и нетребовательным способом предоставления изобразительного искусства тем, кто не может увидеть его глазами.
Тактильное искусство, которое приветствует прикосновения
Люди уже привыкли слышать известную фразу: «Пожалуйста, не трогайте работы руками». Однако калифорнийский художник Эндрю Майерс создает работы, предназначенные для того, чтобы идти вразрез с этой фразой. Используя шурупы различной высоты, он создает топографоподобные портреты, вкручивая шурупы в деревянную доску, скрупулезно прорабатывая каждый зазор. В результате его работы пользуются большим спросом среди слепых и слабовидящих людей, которые могут спокойно дотрагиваться до этих произведений искусства. Тактильное искусство Майерса и других художников, которое предназначено для того, чтобы его трогали для полного осознания и понимания, является привлекательным для людей с любым уровнем зрения. Тактильное искусство, от сложной керамики до обычного пластика, выступающего на фоне холста, гарантирует полную гамму впечатлений для людей, страдающих от проблем со зрением, при походе в музей. Майерс также снял документальный фильм о тактильном искусстве, в котором, например, можно увидеть, как слепой человек впервые дотрагивается до своего собственного портрета.
Тактильные туры по музеям и галереям
Некоторые крупные музеи и небольшие галереи отказываются от распространенного жесткого правила «смотреть, но не трогать» ради инклюзивности. Для этого музеи начали использовать прикосновения и даже запахи, чтобы дать людям с проблемами со зрением также прочувствовать искусство. Некоторые музеи и галереи запустили так называемые тактильные туры, в ходе которых посетители могут трогать известные работы. Один из кураторов подобной галереи в музее Гуггенхайма рассказал, что цель таких туров – позволить слепым и слабовидящим людям «увидеть» произведения искусства не глазами, а своим мозгом.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание