Без благ цивилизации. Как справлялись с домашними делами женщины Средневековья

0
0

Сегодня мы наслаждаемся множеством современных удобств. Поэтому подумайте о средневековой домохозяйке. Как она готовила? Где она ходила по магазинам? Откуда взялась ее одежда? Тони Маунт, автор книги «Средневековая домохозяйка и другие женщины этой эпохи», рассказывает, какой была жизнь типичной женщины в средние века.

Бесконечные дела

«Работа женщины никогда не выполняется окончательно!», - говорили леди в 1960-х годах, когда заботились о семье из нескольких человек и при этом работали. Тем не менее это утверждение появилось столетиями ранее, когда писатель и поэт Тюдоров Томас Туссер в 1557 году написал в «Хороших пуантах Хундбертри» о том, что дела домохозяек никогда не заканчиваются.

Все делали вручную и с нуля

Мы можем только представить себе тяжелую работу по стирке, приготовлению пищи и уборке, когда каждая задача должна была быть сделана с нуля. Перед тем как белье можно было начать стирать, хозяйка должна была сделать щелок (средневековый эквивалент моющего средства), чтобы впитать его в вещи. До того как можно было готовить ужин, нужно было разжечь огонь. Средневековая женщина также должна была взбивать масло, варить эль и ухаживать за домашним скотом, а также ткать и вязать, чтобы изготовить одежду для семьи.

Эти задачи выполнялись домохозяйками на протяжении веков, но откуда мы это знаем и какие у нас есть доказательства? Археологи обнаружили камни для помола зерна в домашних условиях и нашли домашнюю утварь, которые могут дать несколько подсказок. Однако многие средневековые женщины не умели ни читать, ни писать, поэтому никогда не вели дневников или ежедневников, рассказывающих о своей повседневной жизни. Кроме того, они, вероятно, были бы слишком заняты, чтобы найти время для написания заметок, даже если бы были в состоянии это делать.

Как это было у обеспеченных людей

В конце 14-го века пожилой француз Ги де Монтиньи, известный как «Парижский Гудман», написал подробную книгу с инструкциями для своей молодой невесты (предположительно, ей было около 15 лет), описав ее будущие обязанности как домохозяйки. Пара принадлежала к классу торговцев, и, очевидно, девушка была грамотна, поскольку она могла читать его книгу.

Мы можем только вздрагивать от этой идеи, но брак пожилого мужчины с подростком в Средневековье считался полезным для обеих сторон: он получил новую жизнь, а она наслаждалась плодами его успешной карьеры и мудрости. В то время первое замужество молодой женщины происходило по выбору ее семьи. Однако при определенных обстоятельствах вдова могла выбрать своего второго мужа сама. Ги де Монтиньи признает это, заявляя, что если его жена хорошо подготовлена ​​к своим домашним обязанностям, она будет признательна его учению, когда снова выйдет замуж после его смерти.

Он пишет о том, что по возвращении домой мужчина должен видеть тщательно разведенный огонь в печи, быть накормлен хорошей едой и напоен свежими напитками. Жена должна вымыть ему ноги, принести чистые чулки и туфли, уложить его в чистую постель и не отказывать в близости. А на следующий день мужчине должны быть предоставлены свежие рубашки и одежда. Конечно, такие услуги вызывают у человека любовь и желание вернуться домой и видеть свою добрую жену, а также избегать других женщин.

По словам Уильяма Лэнгленда, который написал семейное руководство в 14-м веке, есть три вещи, которые могут выгнать мужчину из родного дома (возможно, в объятия другой женщины): протекающая крыша, дымящийся огонь и, что хуже всего, «строптивая жена, которая не будет наказана».

На тему того, как должна вести себя домохозяйка, сохранилось анонимное стихотворение, содержащее практические рекомендации для женщин. В них говорится, что леди должны уважать старших и в свободное время посещать исключительно церковь.

И как жили женщины из низших слоев

Для приблизительного понимания того, на что была похожа жизнь домохозяйки из низшего класса, можно обратиться к интригующему стихотворению 15-го века, основанному на гораздо более раннем тексте. Оно носит название «Баллада о тираническом муже» и дает нам некоторое представление о том, как выглядела работа бедной женщины, которая, конечно, никогда не заканчивалась.

По его сюжету, мужчина возмущается тем, что жена не приготовила ему ужин. В ответ на это она рассказывает ему, как почти не спала прошлой ночью из-за ребенка, и все же проснулась утром, чтобы подоить коров и вывести их на пастбище, пока он еще спал. Затем она проводит день, делая масло и сыр и ухаживая за детьми. При этом она должна кормить цыплят, уток и гусей. Еще она печет, варит и готовит лен для ткани, раскладывает и прядет шерсть.

Затем муж жалуется на то, что она варит и печет чаще, чем это необходимо - раз в две недели будет достаточно. Она смеется и объясняет, как она делает льняную и шерстяную ткань для одежды семьи, чтобы у них не было огромных расходов на покупку материалов с рынка. В конце концов, супруги меняются своими обязанностями, и выясняется, что работа домохозяйки действительно никогда не заканчивается.