Вера Алтайская: талантливая актриса с «ведьминской красотой»

0
0

Актрису Веру Алтайскую взрослые и дети вспоминают благодаря ее ролям в детских фильмах режиссера Александра Роу. Ее мастерство ставили в один ряд с такими гениями эпизодов, как Фаина Раневская, Евгений Милляр, Александр Хвыля и другие маститые актеры. В молодости Алтайская сыграла главные роли в нескольких полнометражных фильмах, став желанной гостьей на каждой съемочной площадке. Во второй половине жизни она вернулась в кино, чтобы раскрыть другие грани своего таланта.

Дорога в кино

Вера Алтайская родилась на сломе эпох в 1919 году в революционном Петрограде. Кто был ее отцом, так и осталось неизвестным, мать некоторое время служила пианисткой в кинотеатре, сопровождая мастерской игрой немые черно-белые фильмы, а немного позже зарабатывала на жизнь уроками музыки. Настоящим отцом для Веры стал писатель Константин Алтайский-Королев, единственный и любимый муж ее мамы.

В 18 лет Вера Алтайская стала студенткой актерской школы «Мосфильма», поступив на курс Г. Рошаля и М. Тарханова. Выпуск молодых актеров состоялся в 1940 году, Веру Алтайскую пригласили на работу в студию «Мосфильм». Творческая биография актрисы начала блестяще складываться еще в период студенчества. Кинематографический дебют состоялся в 1938 году, Вера сыграла в эпизоде ленты «Великий счет», в 1939 году она снялась в роли пионервожатой в фильме «Личное дело».

Жизнь и творчество

Настоящая слава пришла к Алтайской после картины Юлия Райзмана «Машенька». Фильм был удостоен Сталинской премии. Вера Алтайская сыграла в нем роковую красавицу, у нее были для этого потрясающие данные, об этом говорили и писали в воспоминаниях ее современники.

Марина Колумбова описывала Веру как актрису "ведьминской" красоты. Одной из особенностей внешности Алтайской была гетерохромия – радужка одного глаза была карего, а второго – зеленого цвета, к тому же она славилась тонкой талией, роскошной русой шевелюрой, остроумием и огромным обаянием. Перед войной Алтайская вышла замуж за Алексея Консовского. В начале войны, в 1941 году, в семье родилась дочь Светлана. К сожалению, брак распался в 1947 году, Консовский после развода забрал дочь с собой, что стало ударом для Веры.

С началом войны студия «Мосфильм» эвакуируется в Алма-Ату, Алтайская решает остаться в Москве. Она устроилась в «Союздетфильм» и начала сниматься в военных лентах. Она сыграла в таких фильмах, как «Большая земля», «Это было в Донбассе» и многих других. Примерно в 1946 году у Веры Алтайской происходит смена творческих приоритетов, она отдает предпочтение игре на сцене Государственного театра киноактера, где становится одной из ведущих актрис. Здесь она получает главные роли, чего ей так не хватало в кино.

Театральные подмостки стали для нее стартом к славе, она играет в самых популярных спектаклях, таких как «Бранденбургские ворота», «Дети Ванюшина», «Старые друзья», «Молодая гвардия» и многих других. Публика с удовольствием и благоговением ходит на спектакли с ее участием.

Последние годы

В 50-е годы Вера Алтайская возвращается в кино на эпизодические и второстепенные роли, но если раньше она играла все образы, которые ей предлагали, то теперь она выбирает роли и смело отказывает режиссерам, если картина неинтересна. Самые яркие работы этого периода жизни актрисы родились в сотрудничестве с Александром Роу. В 1959 году она снялась сразу в двух детских сказках мастера – «Марья-искусница» и «Снежная сказка», где сыграла отрицательных персонажей.

Вслед за этими картинами Роу приглашает ее на другие проекты. Вера Алтайская блестяще сыграла жену кума Панаса в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», верноподданную Асырк в сказке «Королевство кривых зеркал», в картине «Морозко» мачеху, Кикимору Кухарочку в ленте «Золотые рога». Алтайская приняла участие в 7 картинах Александра Роу.

В 1977 году актриса снялась в своей последней картине. В фильме «Хомут для маркиза» она играет в одном небольшом эпизоде.

Вера Алтайская умерла в декабре 1978 года, ее могила находится на Ваганьковском кладбище, рядом с могилами родителей.

Актеры часто становятся заложниками своих ролей. Иногда четко очерченные границы одного амплуа не дают раскрыться таланту, и, как ни странно, именно сильные положительные образы почти лишают актера или актрису возможности реализовать весь свой потенциал. Роли второго плана и эпизоды дают шанс блеснуть новыми гранями, но, к сожалению, потом почти никому не удавалось снова получить главную роль. Такая участь постигла многих талантливых и незаурядных актеров, среди них и Вера Алтайская.