Почему донские казаки русских в жен не брали

0
0

Казаки нередко воспринимаются не в качестве народа, а в виде социальной группы. Это и неудивительно, ведь то, что известно о появлении и формировании вольниц, просто не позволяет думать иначе. К тому же казачьи вольницы были не только в донских степях.

Однако сами казаки считают себя отдельным народом, и, в принципе, в чем-то с этим вполне можно согласиться. Например, обычаи, традиции, культура и эпос у казаков самобытны и очень отличаются как от русских, так и от украинских и татарских. Да и этнически эти люди вполне могут быть признаны отдельным народом. Например, русская жена в доме казака была большой редкостью, такие браки заключались не особо часто. Соответственно, у казаков «кровь разбавлена», то есть фактически они сформировали новую народность.

Как появилось слово «казак»

«Казак» - слово не русское и не украинское. Версий его происхождения довольно много, но большинство специалистов склоняются к тому, что корни слова уходят в тюркский язык.

Известно оно с начала XIV столетия. Изначально оно означало «вольный», то есть так называли людей, свободных от власти, живущих самостоятельно. Разумеется, и употреблялось это слово не только на Руси, но и в Средней Азии, в половецких степях.

Как формировалась вольница

Из учебников истории всем известно, что казачьи поселения образовывали люди, бежавшие на окраины Руси от бояр, то есть холопы. Но, конечно же, не только те, кто не хотел гнуть спину на господ, оказывались в казачьих вольницах.

В степь стекались совершенно разные люди. Среди них было немало беглых преступников и солдат, каторжан. Конечно же, были среди тех, кто искал вольной жизни и романтики, любители приключений, авантюристы. Объединяло же их всех стремление к личной независимости и желание изменить собственную жизнь.

Однако с разрастанием численности живущих в станицах, появилась необходимость в организации и управлении. Ведь если пара человек вполне может жить без структур власти, то двум тысячам без них уже не обойтись.

Не только разрастание численности стало причиной появления своеобразных органов власти у казаков, но и необходимость в координации, согласовании военных действий. Соседство с половцами, а также близость достаточно богатых турецких поселений, в которых можно было неплохо поживиться, требовали хорошей военной организации с четкой дисциплиной и соблюдением субординации, то есть армии.

В силу этих причин и появился Казачий Круг – орган самоуправления, на котором решались все важные, актуальные вопросы, начиная от частных споров и заканчивая объявлениями войны.

Почему же не женились на русских?

При формировании казачьих вольниц существовала весьма специфическая особенность. Люди, бежавшие в степи, как правило, были одни либо же с товарищами, с друзьями. То есть в казачьи вольницы стекались мужчины без семей или же подруг, невест, жен.

Разумеется, жить долгое время без женщин мужчины не могли. И связано это было не только с необходимостью удовлетворения сексуальных потребностей. Добытое в походах нужно было куда-то привозить, то есть нужны были дома. А за ними, в свою очередь, нужно было кому-то присматривать. Да и необходимость в наследниках тоже имела место.

Русские женщины же остались далеко, гораздо ближе были черкешенки, турчанки, персиянки, татарки. Именно на них в основном и женились казаки. То есть факт того, что русские жены не часто встречались в казачьих станицах, обусловлен вовсе не массовым увлечением «восточными красавицами», а банальной близостью этих девушек.

Как восточные красавицы становились казачьими женами

Хотя вольные казачьи общины изначально и были всего лишь военными союзами мужчин, состояли они преимущественно из христиан. Поэтому «басурманские порядки» среди казаков были не в чести. Наложниц в станицах не было. Традиции сложились очень строгие – если казак «отрывал» девушку от дома, от семьи, увозил из родных мест, то он обязан был на ней жениться.

Разумеется, привозили из походов мужчины исключительно красавиц, тех, кто был им «по сердцу». Причем «вывоз жен» вовсе не был ограничен исторически периодом формирования вольниц. К примеру, во время русско-турецких войн, самыми активными участниками которых были именно казаки, практически все они возвращались в родные края с красотками-турчанками. В 1635 году, после похода на побережье Таганрогского залива, где в то время жили турки, в плен было взято 1735 женщин. И далеко не все они вернулись к своим родным после выплаты выкупа, многие остались в казачьих станицах.

Как называли «привезенных жен»

Женщин, которых казаки привозили с собой из походов, в станицах именовали «ясырками». Откуда пошло это слово, не совсем понятно, большинство специалистов предполагают, что это искаженный вариант какого-либо турецкого или черкесского выражения. Ясырку казак мог продать или оставить в прислугах, вернуть назад после внесения выкупа. Даже выпороть мог, поскольку пленница считалась собственностью. Единственное, что было под запретом в станицах, так это сожительство и принуждение к нему.

Но, как говорится, «дело-то житейское». Как долго молодые холостые казаки могли оставлять без мужского внимания своих пленниц? Многие из них никогда и не были ясырками, а оказывались в станицах уже в качестве жен.

Почему не женились на русских после XVIII века

В XVIII столетии в Донские степи начали очень активно переселяться крестьяне из других мест Руси. Однако они не вливались в казачество, а обустраивались по-своему, строили привычные деревни. И хотя русских девиц на Дону появилось много, казаки по-прежнему женились на восточных красавицах или же на своих, станичных. После XVIII столетия вывоз жен стал редкостью, поскольку своих, станичных невест, в казачьих поселениях было уже очень много.

Пришлых крестьян в принципе не жаловали и уж тем более не желали с ними породниться. Считается, что стремление обособиться от русских переселенцев было вызвано опасением за свои свободы, традиции, устои. Казаки очень боялись за свои вольницы и не хотели менять уклад жизни.

Однако вполне возможно, что все дело в самих женщинах. Казачкам присуща не только специфическая красота, являющаяся результатом смешения славянских и восточных кровей, но и весьма своеобразный нрав. В их характере сочетаются такие качества, как пылкость, гордость, коварство, свободолюбие. Русские крестьянские девушки же в сравнении с черноглазыми красотками казались блеклыми внешне и скучными.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание