Советы студентам: как правильно делать заметки во время изучения материала

Правильное написание заметок и конспектов редко преподается в школе или университете, несмотря на то, что этот навык является чрезвычайно важным для успешной учебы и карьеры. Хорошо составленный конспект и краткие, но подробные заметки помогают студентам вспомнить идеи и факты, теории и даты, необходимые для изучения выбранного предмета.

заметки

Зачем делать заметки?

Во-первых, записывая информацию, мы лучше ее запоминаем, во-вторых, заметки представляют собой сокращенную лекцию и содержат основные факты и идеи, которые нам в последующем не придется искать в книгах и других материалах. В целом назначение конспектов простое: они помогают нам лучше, эффективнее и быстрее изучать новый материал.

Часто мы стараемся записать в конспект все, что говорит преподаватель, при этом не оставляя возможности «переварить» информацию. Это неправильный подход, в записи не должна быть поминутно воспроизведена лекция, а отмечены ее основные моменты.

Что нужно конспектировать?

Во время лекции нужно сконцентрироваться на том, чего вы не знаете, и том, что важно для раскрытия темы. Не стоит заполнять заметки уже известными вам фактами, если вы знаете, в каком году распался СССР, то пропустите эту информацию и сконцентрируйтесь на тех данных, которые вам неизвестны, интересны или важны.

Также стоит сохранять особый фокус на фактах, именах и деталях, которые имеют особенное значение для наиболее полного раскрытия темы. Во время лекции задавайте себе вопросы: что из этого пригодится вам в домашних заданиях, курсовых проектах или на экзаменах? Ниже представлен список важных видов информации, которые всегда нужно отмечать в конспектах.

записи

1. Даты событий

Они позволяют вам создать хронологическую шкалу описываемых событий и соотнести их с историческим контекстом. Например, зная дату рождения и смерти Исаака Ньютона, вы сможете соотнести его открытия с работами других ученых и изобретателей. Кроме того, даты его открытий помогут вам оценить влияние основных тенденций века индустриальной революции на работу ученого и, наоборот, – величину воздействия ньютоновских теорий на развитие машиностроения, а также политических, социальных и философских направлений XVII века.

2. Имена людей и названия государств

Возможность связать идею с именем человека и его государством поможет вам, во-первых, лучше запомнить эту идею, во-вторых, создать полную картину взаимосвязи идей, деятелей и их влияние на историческое развитие стран.

3. Теории

На теориях обычно строятся науки и основные школы мысли. Любое упоминание теории должно быть отмечено в ваших заметках, потому что, вероятнее всего, эта теория оказала влияние на развитие темы, которую вы изучаете. Даже если профессор упомянул ее вскользь, отметьте название теории на полях блокнота. При подготовке к экзамену или во время работы над курсовой эта дополнительная информация может подать вам новые идеи или стать недостающим звеном в логической цепи.

4. Определения и правила

Наряду с теориями, они являются краеугольными камнями изучаемой темы. Обращайте внимание на контекст, в котором используются термины, иногда привычные слова обретают новые значения. Что касается правил, тут без исключений – каждое правило должно быть записано.

5. Аргументы и споры

Все списки за и против, критические замечания и обе стороны дебатов должны быть отмечены в вашем конспекте. Споры и конструктивная критика являются основным двигателем прогресса и развития. К тому же знакомство со всеми аргументами поможет вам увидеть и понять развитие и изменение основных идей, причины этих изменений и то, как исторически и в данный момент развивается дисциплина, которую вы изучаете.

конспектировать

6. Другое

Сюда входят упоминания об упражнениях и практических заданиях, причем не стоит их детально описывать, достаточно просто коротко упомянуть, в чем заключалось задание (возможно, вам в дальнейшем пригодится это упоминание).

Также стоит записывать полезные замечания или ссылки к дополнительным источникам. Возможно, изучаемое историческое событие описано в литературном романе, или похожее преступление было раскрыто в одном из сериалов.

Особое внимание уделяйте вопросам, которые возникают у вас во время лекции. Если вы по какой-то причине не смогли задать его преподавателю, сделайте заметку и в свободное время найдите на него ответ.

Существует множество различных техник для создания эффективных заметок и конспектов. Ниже мы рассмотрим те, которые предлагают наиболее различные структуры, подходящие для разных способов мышления и восприятия информации. Стоит отметить, то эффективность содержания зависит во многом от простоты и связности конструкции вашего конспекта.

Структурирование

Вы можете использовать римские цифры, точки и стрелки, чтобы разделить информацию на заголовки, подзаголовки и пояснения. Главное, старайтесь создать наиболее логичную и простую структуру. Например, на уроке истории вы можете использовать государственного деятеля в качестве заголовка, а его достижения и реформы в качестве подзаголовков, каждый из которых будет содержать короткое пояснение. Однако для лекций такая техника обладает рядом недочетов, поскольку преподаватели не всегда придерживаются четкой структуры, и идеи, высказанные во время дебатов, часто не обладают явными связями с общим заголовком.

конспект

Графическая схема связей (MindMap)

Эта техника очень популярна в западных университетах и отлично подходит для заметок во время лекций, не обладающих четкой структурой. Она заключается в том, что вам фактически предстоит составить карту идей, фактов и данных, относящихся к теме лекции. В самом центре листа вы пишете тему и от нее отводите «ветвь» каждой новой идеи.

Система Корнела

Эта система предлагает новый подход не столько к написанию, сколько к обработке конспектов. До лекции разделите лист вашего блокнота так, чтобы слева и снизу остались небольшие промежутки, размером в 5 см. В основной части листа делайте конспект так, как вам удобно, вы можете использовать как структурирование, так и графические связи или вашу собственную систему. В левой части листа запишите вопросы, на которые отвечает написанный текст, а внизу составьте небольшое краткое изложение конспекта, всего 2–3 строчки. Эта система поможет вам при подготовке к экзаменам и тестам. Вы сможете с легкостью найти нужную вам информацию по вопросам и изложению.