Европейская мода сквозь века

0
0

Страны Европы долгое время становились источником вдохновения друг для друга, и в том числе в модной сфере. Один из самых ярких аспектов визуального проявления индивидуальности – создание одежды. Краткий экскурс в историю расскажет, как менялись вкусы и стили сквозь века в разных культурах и странах. Модные тенденции распространялись из города в город, с континента на континент, вместе с новыми тканями, цветами и дизайном одежды.

Ткани: секреты торговли

В самом общем смысле мода – это упорядоченные вечно меняющиеся стили в одежде массового производства и потребления. Разумеется, пару столетий назад не существовало Instagram, ASOS или H&M, поэтому тренды не распространялись со столь космической быстротой, как в наши дни. Изготавливаемая вручную одежда требовала много времени и сил, а количество ее было гораздо меньшим, чем теперь. Кроме времени на пошив, люди прошлых эпох были ограничены и набором природных ресурсов в конкретной местности, где они проживали: от этого зависели типы тканей и красителей, использовавшихся в регионе.

С развитием международной торговли и связей между отдельными странами прежде изолированные сообщества получили доступ к большому разнообразию материалов и красок. Фландрия славилась своей высококачественной шерстью, Италия посредством торговых связей с Османской империей могла поставлять на внутриевропейский рынок дорогие роскошные шелк и дамаск, скандинавские страны предлагали соболиные и беличьи меха, а крупные города на пересечении торговых путей: Брюссель, Антверпен, Флоренция, Венеция и Париж – становились центрами продаж натуральных красителей, таких как индиго, шафран и пурпур. Европейская мода получила сильнейший толчок к появлению новых вариаций и сочетаний, а модники и модницы того периода истории человечества постоянно стремились изобрести что-то новое и экзотичное.

Цвета и законодатели модных тенденций

В Средневековье цвет одежды в гораздо меньшей степени был подвержен изменению под влиянием модных тенденций, потому что тогда она являлся выражением статуса человека и финансового благополучия. Яркие цвета были очень дороги в производстве и считались признаком роскоши – и позволить себе такое могли только аристократы. В те времена законодателями мод выступали королевские особы, а другие лишь слепо повторяли за ними.

Например, французский король Людовик IX постоянно носил голубое, и вслед за ним одеваться в голубых тонах начала вся страна. А Карл Лысый, герцог Бургундский, управлявший рядом территорий Франции, Италии и Швейцарии, благодаря своему фландрскому происхождению мог носить одежду ярких цветов, а вскоре вся Европа начала повторять за ним. А что насчет элегантного черного? Тем, что черный цвет вошел в моду, мы обязаны Филиппу II Испанскому: тот был уверен, что? когда все начнут носить черное, страна обогатится за счет производства черной краски. Высшие слои английского, северогерманского и скандинавского общества немедленно подхватили новую тенденцию.

Экстравагантные и изысканные модные тенденции и стили европейских королевских дворов начали распространяться среди среднего и низшего сословий по мере того, как производство тканей и красителей становилось все более массовым. Городские советы начали издавать законы, предписывавшие определенные типы и цвета одежды определенным прослойкам горожан в попытке контролировать социальное смешение и наступивший хаос. Например, в позднее Средневековье такой кодекс появился в Германии, а в 1157 году ее примеру последовала Италия. В 1180 году подобный закон был принят во Франции, в 1234 году – в Испании и в 1363-м – в Англии.

Но вместо того, чтобы сдержать распространение модных тенденций среди более низких сословий – а крестьянам, ремесленникам и прочим простым обывателям совсем не полагалось одеваться как благородные аристократы, – все эти меры возымели прямо противоположный эффект, ведь в законах подробно описывались различные фасоны одежды и цвета. Модные кодексы, скажем, Испании или Франции оказывали влияние на таковые в Англии, и постепенно разнообразные тенденции распространялись по всей Европе и перемешивались снова.

Новые фасоны и влияние развития технологий

До середины XIV века одежду не умели шить, и она представляла собой просто кусок обернутой вокруг тела материи. С развитием мануфактур и различных техник обработки ткани, шитья и кроя появилось большее разнообразие фасонов и больше простора для воображения и экспериментов. В позднее Средневековье, разумеется, не существовало изданий «Vogue» с фотографиями самых последних модных хитов, но зато существовали успешно заменявшие их для жителей той далекой эпохи поэзия, живопись и литература. Если где-то при дворе, в определенном узком кругу знати, происходило изменение вкусов в области моды, например, удлинялись шлейфы или подчеркивалась талия, такие изменения могли быть описаны в стихах или прозе и передаваться от одного странствующего менестреля к другому, и люди получали таким образом информацию о том, что сейчас в тренде. Слыша о плотно прилегавших к телу туниках в далеких странах или воочию лицезрея прибывших издалека гостей и их одежды, люди того времени отваживались на эксперименты и изобретали новые фасоны для своей местности.

Шло время, и с развитием книгопечатания стало намного легче распространять изображения того, что предпочитали носить люди в какой-то конкретной области, и в том числе мода распространялась благодаря печатанию не только портретов знатных особ, но и первых модных журналов. Появившись в одной отдельно взятой стране, новый фасон быстро становился известен благодаря новым технологиям в другой, оттуда распространялся на третью, и так далее, пока не захватывал весь тесный мир европейского континента, постоянно видоизменяясь и эволюционируя при этом, ведь каждый хотел привнести в уже известный тренд что-то свое и еще более усовершенствовать его. С одной стороны, модные тенденции начинают становиться более массовыми и за счет этого устойчивыми и однообразными, а с другой, они находятся в процессе постоянного изменения за счет огромного количества следующих им со своим взглядом и по своему разумению людей.

Неожиданные прорывы: начало массового производства и пуговицы

Каждое новое изобретение в этой сфере, сколь бы оно ни казалось ничтожно, способствовало развитию модной индустрии. Пуговицы позволили создавать красивые и сложные застежки, медицинские очки дали возможность разглядеть мелкие детали при вышивании узоров, а промышленная революция перевернула представление о расценках на материал для изготовления одежды и скорость ее пошива. Мода постоянно менялась и становилась все более массовой, а одни и те же или хотя бы очень похожие тенденции возникали в разных городах и странах независимо друг от друга и перемешивались снова.

Взгляните лишь не некоторые примеры эволюции модных тенденций в Европе.

Платья со шлейфом: Франция с 1810-х годов и Испания с 1820-х годов

На фотографии: платье придворной дамы, 1820-е годы. Из коллекции института костюма Киото.

Традиционное платье в Северной Греции и Болгари 1900-х годов

На фотографии: свадебный наряд болгарской девушки, 1900-е годы.

Мужской костюм: Швеция в 1778–1785 годах и Англия в период с 1750-х по 1760-е годы

На фотографии: традиционный мужской костюм, 1780-е. Из коллекции Института костюма Киото.

Корсет: Нидерланды в период с 1770-х по 1790-е годы и Италия в 1770–1779 годах

На фотографии: женский корсет, Нидерланды, 1770-е годы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание