Метод мозгового штурма: основные принципы успешного проведения

0
0

Чем бы мы ни занимались - преподаванием ли в школе, вузе, своим ли делом или управлением людьми, нам необходимы идеи и анализ путей решения проблем. Метод мозгового штурма является одним из наиболее эффективных

метод мозгового штурма
способов получить варианты и найти верное направление. Он позволяет генерировать новые творческие идеи в атмосфере совместной работы и коллективной поддержки. Однако следует соблюдать определенные правила мозгового штурма, чтобы получить максимальный эффект.

Суть понятия

Термин был введен А. Осборном в тридцатые годы прошлого века, однако сам подход намного старше. В своем прообразе метод мозгового штурма использовался еще 3000 лет назад. Вспомните советы старейшин, вече и другие способы коллективного решения проблем. Чтобы в полной мере использовать его возможности, следует позаботиться о двух важнейших моментах. Во-первых, группа, принимающая участие в обсуждении, должна быть максимально разнородной. Во-вторых, вопрос, который будет

правила мозгового штурма
проанализирован, должен иметь много возможных решений. Если эти условия соблюдены, можно приступить к осуществлению.

Определение цели

Каждый участник должен знать, в чем заключается его роль и чему он служит. Метод мозгового штурма требует ясно сформулированной задачи. Причем желательно ограничиться одной целью, одним вопросом. Если участники группы встречаются в первый раз (к примеру, в школе это могут быть два класса из разных учебных заведений), то необходимо провести психологический тренинг типа "ледокол", чтобы создать доброжелательную атмосферу.

Роль модератора

Метод мозгового штурма заключается в том, чтобы собрать как можно больше идей в течение короткого времени. Следовательно, роль модератора будет состоять в фиксации (записи на бумаге, доске, компьютере) всех ключевых моментов и предложений. Кроме того, методика мозгового штурма предполагает разнородность группы, поэтому понятно, что далеко не каждый

методика мозгового штурма
участник будет активным. Однако, нередко бывает, что лучшие идеи предлагают наименее смелые. Модератор (учитель, руководитель, ведущий) должен дать каждому возможность высказаться и быть услышанным. Важно также соблюдать принцип отсутствия критики. Метод мозгового штурма на первом этапе состоит в том, чтобы собрать все, даже самые, казалось бы, абсурдные предложения. Критиковать и дискутировать можно будет позже, на этапе выбора, но не в процессе накопления идей.

Завершение

После того как предложения собраны, можно приступить к следующему этапу. Он может заключаться в голосовании, ранжировании, оценке и анализе идей. Обсуждаются различные точки зрения, перспективы, отклоняются те предложения, которые не могут быть реализованы по разным причинам. Можно предложить участникам сделать перерыв до нескольких дней, чтобы они самостоятельно продумали все представленные идеи. После того как коллективный выбор будет сделан, можно приступить к составлению списка задач, определить сроки их реализации и распределить обязанности. Чтобы метод мозгового штурма был эффективным, важно также подытожить результаты и обсудить их.