Социальная перцепция как инструмент педагогического воздействия

Наше восприятие окружающей действительности зависит не только от органов слуха, зрения, психологических особенностей, но и осознания роли среди себе подобных. Социальная перцепция (от лат. perceptio) как раз и обуславливает получение сигналов, понимание и оценку ситуации, себя и других людей в качестве общественных объектов. социальная перцепцияМы не существуем изолированно, в отрыве от коллектива, а наши действия и поведение постоянно интерпретируются иными индивидами.

Суть понятия

Термин "социальная перцепция" впервые использовал психолог Д. Брунер из США (1947). Понятие служит для описания того, как восприятие обусловлено фактом существования человека среди других людей, то есть не только объектом, но и особенностями субъекта. От целей, значения ситуации, степени важности ее для индивида, его прошлого опыта зависит то, как он принимает действительность и интерпретирует слова и поступки иных. Впоследствии под термином "социальная перцепция" стали понимать комплексное восприятие субъектом как вещественного мира, так и "общественных объектов" (себе подобных, объединений людей, классов, наций и так далее). Выявлено, что то, как мы принимаем и интерпретируем "одушевленную" действительность, зависит от целого ряда специфических свойств. Социальная перцепция в корне отличается от восприятия материальных неживых объектов.

В чем состоят отличия

Неодушевленные предметы вызывают, как правило, меньше эмоций, не требуют психологического взаимодействия. Иначе осуществляется социальная перцепция. Одушевленные объекты или их группы воспринимаются нами не пассивно. социально-педагогическая перцепцияМы не безразличны и к субъекту, то есть стремимся воздействовать на него таким образом, чтобы он получил определенное, желательное для нас представление о нашей личности. Воспринимаемый (или наблюдаемый) человек подсознательно или осознанно старается трансформировать наше мнение о себе в благоприятную сторону. Кроме того, социальная перцепция обуславливает и то, что внимание субъекта сосредоточено в первую очередь на смысле и оценочной трактовке объекта. Например, воспринимая кого-то (индивида или группу), мы наделяем его поведение своей интерпретацией, приписываем ему определенные намерения и цели. Мы по-своему объясняем причины его поступков.

Социально-педагогическая перцепция

Это понятие, довольно новое для психологической науки, объясняет восприятие и взаимоотношение объекта и субъекта в рамках образовательно-воспитательного процесса. Говоря простым языком, для учителя важно то, педагогическая социальная перцепциякак интерпретируют его слова и поведение учащиеся, ведь от этого зависит эффективность педагогического процесса. И наоборот, для успешного образования педагогическая социальная перцепция, то есть роль преподавателя, его статус в глазах обучаемых, его образ жизни чрезвычайно важны. Если учитель обладает авторитетом, если его мнение весомо, если эмоционально он способен позитивно воздействовать на ученика, те знания, то образование, которое он может передать, воспринимаются намного быстрее и усваиваются эффективнее. Познавательные компоненты тесно связаны с эмоциональными составляющими. Поэтому социальная перцепция в педагогике, хотя и имеет расширенное толкование, но становится предметом научного интереса ученых-психологов.