Слова с разделительным мягким знаком - правописание и правила переноса

0
0

Русский язык считается одним из богатейших в мире, а для его изучения в полном объеме понадобится не один год знакомства с теорией, постоянно подкрепляемой практическими упражнениями. Программа школьного курса построена таким образом, чтобы дети знакомились со всеми разделами языка поэтапно, начиная с самых простых тем. Сначала малышей учат составлять слоги и слова, после - производить звуковой анализ слов. Именно здесь и происходит первое знакомство с функцией мягкого знака, и на этом этапе дети узнают лишь о том, что мягкий знак смягчает согласные звуки.

Разделительный мягкий знак в русском языке

Вот несколько примеров, в которых этот знак употребляется для мягкого произношения отдельных согласных: лень, Мальвина, бальзам. Как видно, мягкий знак для смягчения согласных звуков может употребляться как в середине слова, так и в конце. По мере изучения русского языка детскому вниманию предоставляют следующую тему – разделительный мягкий знак. 2 класс школьной программы предусматривает знакомство с новой, более сложной функцией мягкого знака. Но практика показывает, что эта тема усваивается далеко не всеми. И именно тем, кто по каким-либо причинам упустил данный раздел школьного курса, и понадобится данная статья.

слова с разделительным мягким знаком

Этапы изучения материала

Как правило, педагоги для более легкого восприятия изучение данной темы разделяют на несколько этапов:

  • Обнаружение проблемы и поиск решений. Для этой цели на доске записывают следующие слова: вороб…и, в…юга, обез…яна, сем…я. Далее при рассуждении о том, что же не так в этих словах, обнаруживается, что в их структуре не хватает мягкого знака. Далее учитель обязательно делает акцент на функции знака в каждом отдельном слове, указывая на то, что он разделяет гласную и согласную буквы, не давая им слиться в один слог. А все представленные примеры - это слова с разделительным мягким знаком, функция которого в корне отличается от той, что дети уже изучили.
  • Практические занятия. Как всегда, после теоретической части необходимо закрепить тему при помощи упражнений. Для этого вниманию школьников предоставляют следующие слова, в которых нужно объяснить функцию мягкого знака в каждом отдельном случае: колье, ночью, льет, воробьи, соль, пальто. При сравнении обнаруживается разница, и на этом этапе очень важно научиться определять, какую именно функцию выполняет знак.
    перенос слов с разделительным мягким знаком

Значение разделительного мягкого знака

Как уже говорилось, слова с разделительным мягким знаком отличаются от тех, где он употребляется лишь для смягчения согласных звуков. В первом случае написание этого знака просто необходимо для правильности звучания слова. В таких случаях мягкий знак показывает, что гласный и согласный звук не должны сливаться, а произноситься раздельно. Например: солови – соловьи, солю – солью, песа - пьеса. А во втором случае наличие мягкого знака может полностью изменить лексическое значение. Например: мел – мель, кон – конь.

Написание слов с разделительным мягким знаком

При написании слова с разделительным мягким знаком могут возникнуть следующие ошибки:

  • Пропуск знака в слове – это достаточно распространенная проблема при написании. Чтобы не допустить этой ошибки, перед тем как записать слово, следует его четко произнести по слогам и определить, сливается ли согласный звук с гласным. Если этого не происходит, тогда между ними обязательно ставят мягкий знак, который указывает на их разделение. Например: семья, солью и так далее.
  • Замена мягкого знака гласными буквами «и» и «е». Чтобы не допустить такой ошибки, нужно запомнить, в каких случаях следует писать разделительный мягкий знак. Правило гласит, что в слове он употребляется после согласных перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Например: пьеса, польёт, воробьи, ночью, гостья.
  • Замена знака буквой «й» при написании слова с разделительным мягким знаком. Педагоги отмечают, что наиболее частой причиной такой ошибки является невнимательность и недостаточное усвоение правил.
    10 слов с разделительным мягким знаком

Звуковой анализ слов с мягким знаком

При изучении данной темы так же, как и в первом классе, все слова раскладывают на звуки, чтобы ребенок мог понять их конструкцию. Для примера разбора возьмем слово «семья». Используя лишь обозначение звуков, его можно записать так: с`эм`й`а. Далее производят анализ каждой буквы в отдельности, указывая ее принадлежность к гласным или согласным звукам, мягкость, парность, тип (глухой или звонкий звук), для гласных также обязательно обозначить ударность. При таком разборе разделительный мягкий знак записывают символом мягкости возле согласного звука и буквой «й».

Слова с мягким знаком для звукового анализа

Для того чтобы лучше запомнить, как проводить звуковой анализ слов с разделительным мягким знаком, нужно немного поупражняться. Для этого следует разобрать хотя бы 10 слов с разделительным мягким знаком. Такое практическое задание поможет надолго закрепить эту тему в памяти. Для разбора можно взять следующие слова: колье, вьюга, кальян, веселье, барьер, варенье, чутье, друзья, вязанье, соловьи.

слова с разделительным мягким знаком примеры

Как переносить слова с разделительным мягким знаком?

Достаточно часто у детей перенос слов с разделительным мягким знаком вызывает трудности. Однако в этом нет ничего сложного, главное - правильно разделить слово на слоги. При этом следует помнить, что мягкий знак нельзя отделять от предшествующей ему согласной буквы. Стоит также отметить, что нельзя отделять от слова и переносить одну букву, поэтому ее всегда нужно присоединять к предыдущему слогу. Немаловажно уяснить и тот факт, что перенос бывает прямой (согласный + гласный) и обратный (гласный + согласный). Примеры переноса слов: вью-га, обезь-яна, хло-пья, пе-рья, со-ло-вьи, во-ро-бьи, ко-лье, каль-ян – это правильный перенос слов с разделительным мягким знаком. Ни в коем случае нельзя отделять мягкий знак от согласной и присоединять его к гласной букве, ровно так же, как нельзя отделять одну гласную от слова. Перенос должен осуществляться только после того, как слово разбито на слоги.

 разделительный мягкий знак 2 класс

Как закрепить материал?

Для того чтобы закрепить знания, полученные при изучении темы о разделительном мягком знаке, нужно особое внимание уделить практическим занятиям. В первую очередь необходимо научиться определять, какую именно функцию выполняет мягкий знак в каждом отдельно взятом слове. Далее следует сделать звуковой разбор нескольких слов, чтобы в памяти четко закрепилось произношение слогов с разделительным мягким знаком. Только после этого можно приступать к разбору слов по слогам и написанию под диктовку.

разделительный мягкий знак правило

Упражнения для закрепления

Теория всегда должна подкрепляться практическими заданиями. Именно упражнения позволяют наиболее глубоко вникнуть в тему, что ведет к наилучшему усвоению материала. Не исключение и тема «Слова с разделительным мягким знаком». Примеры упражнений:

  1. В наборе слов - моль, ткань, листья, гостья, боль, колье – следует определить, в каких словах мягкий знак употребляется для мягкости согласного звука, а в каких он является разделительным.
  2. Необходимо записать транскрипции ко всем приведенным выше словам. Они должны выглядеть так: [мол’], [ткан’], [л‘ист’й’а], [гост’й’а], [бол’], [кол’й’э].
  3. Запишите группу слов с разделительным мягким знаком под диктовку.