Поэты Серебряного века русской поэзии

0
0

Если пушкинский период называют Золотым веком, то Серебряный век невозможно ассоциировать с каким-либо одним именем. Он ушел от нас безвозвратно почти столетие назад, но его музыка все еще слышна. Этот период - граница между 19 и 20 веками. Поэты Серебряного века яростно отстаивали свое видение мира в борьбе разных направлений. Их стихи были необычайно лиричны и музыкальны в своих переживаниях и надеждах на будущее.

поэты серебряного века

Появление символизма

История появления названия "Серебряный век" неизвестна. Он больше символизирует духовный и художественный рост начала 20 века. Необычайный подъем произошел во всех областях, касающихся духовной жизни России, а также в науке и технике. Поэзия очень тонко уловила противоречия духовного роста и предчувствие приближающейся катастрофы.

Основой всех литературных направлений был модернизм, целью которого было преобразование мира и духовное возрождение человека. Самым значимым был символизм, ставший общественным явлением. Поэты Серебряного века пытались проникнуть в тайны мироздания через символы, которые сами создавали и которые имели многозначный смысл. Существующий мир признавался ими как вторичный, который являлся искаженным отражением божественного начала. Они искали пути объединения этих миров через символы.

Поэты символизма

Александр Блок внес существенный вклад в развитие символизма. В юности он считал основой мира женское начало, вознося его до верхнего предела совершенства. В дальнейшем он расширил направление символизма, перешагнув за его пределы. Творчество Блока - это не только дореволюционная лирика, но и начало новой советской поэзии. Ощутив соприкосновение мечты с реальностью, поэт почувствовал резкое противоречие между ними. С одной стороны, он вторгся в мир иллюзий и мистики, но это не привело его к истине, к которой он так стремился.

Испытав любовные разочарования, Блок не отошел от романтизма, приняв революцию как вспышку народной стихии. Уходя от символизма к реализму, Блок снова возвращался назад, понимая, что только через искусство можно приблизиться к истине:

Познай, где свет, — поймешь, где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

Дмитрий Мережковский постоянно искал духовные основы жизни, пытаясь дать свою новую оценку классике. Как зачинатель символизма, он развивал темы безысходности, одиночества и раздвоенности личности:

Ты сам – свой Бог, ты сам свой ближ­ний,
О, будь же собс­твен­ным Твор­цом,
Будь без­дной вер­хней, без­дной ниж­ней,
Сво­им на­чалом и кон­цом.

русские поэты серебряного века

Зинаида Гиппиус искала пути к развитию русской художественной культуры через философские идеи и символизм, выступая против реализма.

Направленность к символизму имело творчество Владимира Соловьева, представляющего существующий мир как безнадежный отблеск мира идей:

Бес­кры­лый дух, зем­лею по­лонен­ный,
Се­бя за­быв­ший и за­бытый бог…
Один лишь сон – и сно­ва, ок­ры­лен­ный,
Ты мчишь­ся ввысь от су­ет­ных тре­вог.

Идеализмом и утопией бредили все поэты Серебряного века, которые поддерживали символизм. Вячеслав Иванов искал способы преодоления разобщенности людей посредством идей по спасению мира красотой и искусством:

Мыс­лей без ре­чи и чувств без наз­ва­ния
Ра­дос­тно-мощ­ный при­бой.
Зыб­кую на­сыпь на­дежд и же­лания
Смы­ло вол­ной го­лубой.

Иннокентий Анненский не был символистом, но его поэзия находилась в русле разлада с действительностью. Никто другой не смог так высокохудожественно описать страдания одинокой и болезненной души.

Федор Сологуб был одним из самых активных участников движения символистов. В его стихах звучит отчаяние. Поэзия Сологуба очень проста, но изысканна и выразительна:

Я – бог та­инс­твен­но­го ми­ра,
Весь мир в од­них мо­их меч­тах.
Не сот­во­рю се­бе ку­мира
Ни на зем­ле, ни в не­бесах.

поэзия серебряного века

Акмеизм

Русские поэты Серебряного века были разобщены между собой разными направлениями, количество которых постепенно возрастало. Валерий Брюсов пытался объединить все течения в одну художественную систему через историзм и рационализм. Со временем символизм стал сдавать позиции. Излишняя музыкальность стиха лишала его логического смысла. Пафос религии и мистики не мог долго держаться и стал шаблонным.

К 1910 году от символизма отошли многие поэты Серебряного века. Список их значительно поредел с появлением акмеизма, который возник как противовес, основываясь на предельно четкой и реалистичной поэзии. Николай Гумилев был основателем этого литературного течения, но сам же ему противоречил, унося слушателей своими стихами в мир романтики, рыцарства и экзотики. В русле этого течения находилась Анна Ахматова - мастер любовной лирики.

поэты серебряного века список

Футуризм

Представители нового течения - футуризма - стремились разрушить все устои, претендуя на искусство будущего. Владимир Маяковский, пытался донести правду до народа и пробудить его. Игорь Северянин, используя в своей поэзии неологизмы, создавал необыкновенные стихи, в которых слышалась музыка.

Сергей Есенин не относился ни к каким течениям, создавая символические образы с помощью метафор. Его стихи запечатлели единство природы и души русского человека. Лирические образы Есенина были по-настоящему художественными: "Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари...".

Закат Серебряного века

Поэты Серебряного века большей частью погибли в гражданскую войну и в период репрессий. Некоторые эмигрировали, но дух свободы, поддерживаемый родиной, был безвозвратно утерян. Эта изумительная лирика прошлого заставила многих задумываться о смысле жизни и пустила глубокие корни в современную жизнь. Поэзия Серебряного века звучит до сих пор.