Русские былины о богатырях - самый мирный эпос

Если спросить современного человека о том, как он представляет былину или сказку, то с большой долей вероятности можно услышать простой ответ. Былины, сказки – это книга, в которой написано что-то про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. Ну, кое-кто еще вспомнит Ивана Царевича, Василису Прекрасную, Садко.

Что такое былина

Былины и сказки – это не книжный текст, а, прежде всего, явление устное. Более того, былина – музыкальное произведение. Она поется. И древний человек в этой культуре существовал от рождения до смерти. Он верил в те события, о которых повествуют русские былины о богатырях и сказки. Он их хорошо знал, но с удовольствием многократно слушал, активно сопереживал.

Не так сейчас. У нас нет той фантазии, того воображения, той детской веры в условные события былин и сказок. Возродить эту веру, наверное, уже нельзя. Можно только попытаться понять, чем были так притягательны эти сказания для человека вплоть до конца XIX века, когда вера в них стала постепенно отмирать.

Герой былин

русские былины о богатырях

Исполинов русских былин нельзя считать полностью людьми. Настолько они могучие и огромные. Их деяния, их поединки несовместимы с человеческими возможностями. И сами они очень необычны. Что относится к характеристикам Ильи Муромца? Он – крестьянин. Это уже странно. Воины на Руси – целое сословие с особой психологией и навыками боя. Они яростно бьются, и гибель в бою для них - норма. Крестьянин же из боевых орудий владеет только вилами. И смерти в бою он не ищет и не ждет, как это делает профессионал. Это первое несоответствие. Илья стар - это тоже странность. В те поры люди долго не жили, даже князья умирали в возрасте примерно сорока лет. Что уж говорить о простых людях. Вот и в этом несоответствие. Внимание
на это не обращается, так как испытываются теплота и гордость за героя. Он совершает подвиги для защиты земли русской. Ох, как люди нуждались в вере, что придет кто-то и защитит их от напастей, от набегов татар, разбойников, подарит волю и свободу. И что интересно, былины о русских богатырях практически никогда не дают картин нападений наших богатырей на кого-либо. Они - герои мирные, только защитники, могучие и справедливые. Этот момент полностью отражает психологию русского народа – не задираться, не лезть в драку, жить со всеми в мире и согласии, но и дать отпор, когда придет время. Как это случилось во время Куликовской битвы, когда собралось народное ополчение для защиты Родины и веры. Как это происходило и веками позже, когда вся страна в едином порыве вставала на защиту Отечества.

Широта души народа

Былину «На заставе богатырской» можно отнести к циклу «Русские былины о богатырях». Стоят наши воины и охраняют земли от ворогов. Но донеслась весть о том, что идет к нам враг. Алешу, как самого молодого, не послали, отправился Добрыня - не выпала ему удача. Тогда Илья, старый, сам поехал. Бьется с врагом дни и ночи. Иссякают силы Ильи, упал он наземь. Враг насел на него, взялся за нож и насмехается.

былины о русских богатырях

А Илья лежит и впитывает силушку русской земли. В бою смерть ему не писана. Сбросил он поганого. Но благородство и широта души Ильи сказались в том, что отпустил врага на четыре стороны, не стал Илья рубить ему голову. Это глубинное мироощущение. Русский герой жалостлив, склонен помиловать, а не добивать поверженного.

Один в поле воин

Народом создана не одна былина. Как боролся русский богатырь-одиночка, повествуется в таких сказаниях, как «Вольга Всеславьевич», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» и др. Они до известной степени однотипны. Но повторяемость и узнаваемость, предчувствие победы наших достаточно часто встречаются в былинах. Конечно, слушатель ждет того, что вопреки всем испытаниям герой выйдет из них целым и невредимым.

былина, как боролся русский богатырь

Этим и заканчивается почти каждая былина. Как боролся русский богатырь Алеша Попович с коварным, злобным Змеевичем? Здесь главную роль сыграла не сила, а смекалка богатыря. «Не могу я его силой взять, возьму хитростью», - решает Алеша и после перипетий одолевает врага и остается в Киеве в дружине князя.

Восприятие былин в разные времена

Современному человеку сложно включиться в неспешное повествование, в многословное описание русского быта и природы. Однако средневековые люди жили в совершенно иных темпах. Для них обстоятельность, описательность, полное развитие темы были необходимыми. Народу требовалось постоянное подтверждение доброты, доверчивости, мощи своих героев и лукавства и коварства врага.

русские богатыри, былины и сказки

Под напевы сказителей русские былины о богатырях утверждали в народе неизбежность справедливости. Для слушателей все это было знакомо с детства, все было родным, узнаваемым. Не было, выражаясь научно, приращения информации. Не было новизны, что свойственно для человека наших дней. Войдите в мир фольклора, и многое будет непривычно, кроме, может быть, имен, да и то не всех.

Защитники и освободители - это сказочные герои и русские богатыри. Былины и сказки появились из веры в чудо, которого в реальности не было. Разница состоит в том, что в былине это героическое деяние - на благо многих. А в сказке происходят события, которые касаются непосредственно только героя. Сказка развлекала, давала передышку от труда. А в былину верили. Добрыня Никитич поборол змея, освободил не только девицу-красавицу, но главное - русских людей. Ну, должен же кто-то позаботиться о православных? Бояре-то русские недобры. А Добрыня совершает подвиг не для себя лично, а во имя родной русской земли. Он по натуре дипломат, бьется редко. Но побеждает умом и находчивостью. Это тоже важно народу – мирное улаживание конфликтов.

В заключение надо подчеркнуть, что вся добродушная и миролюбивая натура русского человека – это наши русские былины о богатырях. Это глубоко мирный эпос, который редок на фоне всемирной культуры.