Автомобиль ЗАЗ-966: технические характеристики (фото)

Автомобиль особо малого класса, ЗАЗ-966 ("Запорожец"), выпускался в городе Запорожье на заводе "Коммунар" с 1967 по 1972 год. Является преемником ЗАЗ-965, того самого легендарного "горбатого". Первый "Запорожец" второго поколения сошел с конвейера в 1966 году, причем на машину устанавливался двигатель от 965-й модели. Спустя год автомобиль получил новый 30-сильный силовой агрегат. При этом модификация для инвалидов по-прежнему оснащалась мотором мощностью 27 л. с., но такой тяги для тихоходной машины было вполне достаточно.

заз 966

Планы и реальность

Выпуск нового "Запорожца" предполагался в пределах 150 тысяч машин в год, но к началу 1972 года удалось выйти на рубеж только 100 тысяч. В то время все профильные ресурсы СССР были сосредоточены на налаживании производства лицензионных моделей автомобиля "Жигули" Волжского автомобильного завода, поэтому ЗАЗ-966 оказался на втором плане как машина менее перспективная.

Этика производства

При разработке легковых автомобилей существует определенный порядок, при котором кузов новой модели не должен повторять очертания уже существующей зарубежной. Это вопрос этики, и ему стараются следовать во всех конструкторских бюро мира. Модель ЗАЗ-966, фото которой свидетельствуют о ее идентичности с немецким автомобилем марки NSU Prinz IV, вызвала ряд нареканий по этому поводу со стороны руководства фирмы NSU Motorenwerke AG. Немецкие специалисты указывали на внешние совпадения. Основные компоненты экстерьера ЗАЗ-966 действительно повторяют очертания немецкого аналога. Технологическая полоса в зоне под окнами, опоясывающая кузов, в точности соответствует обводам немца. Но у модели NSU нет воздухозаборников, своеобразных "ушей", которыми отличается ЗАЗ-966. Это и решило дело. А возможно, немецкий производитель просто решил не связываться, и вопрос был закрыт.

заз 966 фото

Интерьер

Автомобиль ЗАЗ-966, несмотря на свои скромные габариты, отличается достаточно просторным салоном, рассчитанным на свободное размещение четырех человек, включая водителя. Конструктивной особенностью внутреннего пространства машины являются углубленные ниши в передней части. Педали управления задвинуты далеко вперед, что дает возможность водителю расположиться с относительным комфортом. Пассажир справа также может вытянуть ноги и находиться в удобном положении. Такая компоновка располагает к релаксации, ни водитель, ни пассажир не устают во время поездки.

Форма сидений дополняет общую направленность салона, спинки кресел позволяют максимально откинуться назад и устроиться с удобством. На автомобиле ЗАЗ-966, характеристики которого не предполагают дальние поездки, все же при необходимости можно проехать с комфортом не одну сотню километров.

заз 966 характеристики

Ходовая часть

Передняя независимая подвеска машины достаточно сложной конструкции. Рычаги работают в тесной взаимосвязи с торсионными устройствами скручивания, которые расположены поперечно и являются основными упругими элементами. Торсионы заключены в тонкостенные стальные трубы, каждый из них зачеканен в средней точке. Таким образом обеспечивается двойная функция устройства: от центра отходят два полуторсиона, связанных с рычагами подвески. Шарнирные соединения у ЗАЗ-966 аналогичны вазовским сайлент-блокам, но они сделаны на основе металлокерамики, что почти в два раза увеличивает ресурс износа.

Шкворневые узлы прежней модели были упразднены, а переднюю подвеску оснастили поворотными кулаками на шаровых шарнирах. Поворотные механизмы соединялись тягой с двойной резьбой типа "талреп", которая позволяла регулировать схождение передних колес. Рулевой механизм червячной конструкции обеспечивал стабильное движение автомобиля и плавное вхождение в повороты.

Задняя подвеска была заново сконструирована и представляет собой маятниковые рычаги треугольной вытянутой формы, связанные с полуосями двумя внешними шарнирами, один из которых карданного типа. Если у предыдущей модели ЗАЗ-965 качание полуосей в вертикальной плоскости было необходимо (владельцы помнят скошенные задние колеса автомобиля), то у нового "запорожца" такая необходимость была минимальной.

Гидравлические амортизаторы как передней подвески, так и задней совмещались с цилиндрическими стальными пружинами, что обеспечивало эффективную стабилизацию раскачивания.

заз 966 технические характеристики

Силовая установка

Двигатель модели ЗАЗ-966 был значительно доработан и модернизирован. Рабочий объем цилиндров увеличили с 877 до 1197 куб. см за счет расширения диаметра цилиндра, который составил 76 вместо 72 миллиметров. Увеличился и ход поршня: с 54,5 до 66 миллиметров. Мощность силовой установки повысилась, таким образом, с 27 до 30 л. с.

Камнем преткновения для новой машины стала система охлаждения. Разрабатывать двигатель с водяным охлаждением не решились, этот процесс обещал быть дорогим и длительным. Но притока воздуха через небольшие прорези в задних крыльях оказалось недостаточно - двигатель перегревался. Тогда-то и появились знаменитые "уши", с помощью которых вопрос удалось решить.

Мощный вентилятор в кожухе, приток атмосферного воздуха извне, правильная регулировка зажигания - все эти факторы позволили вывести охлаждение двигателя на нужный уровень.

автомобиль заз 966

Трансмиссия

Коробку скоростей для ЗАЗ-966 разработали заново, получился агрегат с четырьмя синхронизированными передачами и задним ходом. КП "Запорожца" была настолько удачной, что ее стали использовать в тюнинговых проектах в комбинации с мощными вазовскими двигателями и даже с мотором от "Волги" ГАЗ-21.

В отношении самого автомобиля ЗАЗ-966 коробка скоростей была одним из самых надежных механизмов в машине. Первоначально механизм переключения передач планировалось скомпоновать на передней панели, как это делается на многих зарубежных моделях. Но потом решили пойти по проверенному пути, и рычаг был установлен на полу. Классическая компоновка позволила удешевить конструкцию и, соответственно, повысить надежность механизма.

ЗАЗ-966, технические характеристики которого соответствуют лучшим образцам автомобилей подобного класса, сегодня пользуется популярностью и является раритетом прошлого.