ЗАЗ-1102: технические характеристики и отзывы

0
0

Как известно, первым переднеприводным легковым автомобилем в СССР стал ВАЗ-2108. Однако на самом деле первым должно было быть другое авто – ЗАЗ-1102, или «Таврия». Сегодня эта модель считается консервной банкой, конструктором с колесами. Ее много ругают, и в свое время об этой машине ходило много анекдотов, но ее покупали.

Интересно о переднем приводе

Идея по созданию легкового авто с передним приводом не давала спать инженерам СССР в течение многих лет. Однако первые образцы моделей такого класса, которые появились еще до Великой Отечественной войны, имели массу серьезных недостатков. Из-за этого конструкция в целом была воспринята очень негативно.

заз 1102
Но позже на переднеприводные машины взглянули по-новому – на одном из этапов раллийных гонок машина Austin MINI с передним приводом смогла занять одно из лидирующих мест. С тех пор передний привод серьезно заинтересовал советских инженеров, и на него обратили должное внимание.

Первые эксперименты по производству машин с передним приводом начались еще в конце 60-х. Чтобы продемонстрировать все преимущества конструкции, был создан специальный экспериментальный прототип на базе ЗАЗ-966. Конструкцию одобрили, инженеры сумели доказать перспективу, и было получено разрешение на разработку самого первого переднеприводного легкового авто в СССР. Он так и назывался – «Перспектива».

«Таврия»: начало

До конца 70-х годов работы по созданию этой машины велись на энтузиазме и без каких-либо официальных разрешений от Минтранса СССР. Конструкторы мечтали разработать что-то, аналогичное MINI. Количество экспериментальных моделей просто зашкаливало. Варианты эти были достаточно интересны с технической точки зрения, а также с точки зрения дизайна того времени. Первый концепт в уникальном кузове хэтчбек с тремя дверями показали руководству уже в 1973 году. Но наверху почему-то решили прекратить работы над «Перспективой» и создать на мощностях запорожского автомобильного завода улучшенную модель «Форда Фиесты».

двигатель заз 1102
В руководстве «Коммунара» были уверены, что эта задача была вынесена намерено. Этот завод не должен был стать первым, который будет выпускать перспективный переднеприводный автомобиль. «Перспектива» имела несколько серьезных достоинств, которых у «Фиесты» не было и в помине. Кроме того, в Минтрансе лоббировали интересы АвтоВАЗа – для изготовления ВАЗ-2108 уже тогда было приобретено огромное количество различных лицензий. Если бы все вдруг узнали, что в Союзе есть еще один завод, который может производить автомобили на переднем приводе без необходимости приобретения дорогих лицензий, получился бы масштабный скандал.

По определенным причинам на «Коммунаре» не стали изготавливать точную копию «Фиесты». Инженеры работали над глубокими доработками существующего проекта. Затем продукт был показан Брежневу – ему машина пришлась по вкусу. И наконец, в 1981 году было получено официальное разрешение на запуск модели в серию.

Конкуренты и устаревший дизайн

Но вот на международном автомобильном рынке появляется конкурент – Austin MINI Metro. В Москве вдруг решают, что английского производителя нужно перегнать, а машина ЗАЗ-1102 должна стать лучше, чем она есть в проекте. Завод получал такие указания каждый раз, как на европейских рынках появлялось что-то новое.

заз 1102 характеристики

В результате в серию машина попала в 1988 году. Запорожцы уступили АвтоВАЗу (также уже существовал "Москвич-2141"). Такая задержка сыграла с ЗАЗ-1102 достаточно злую шутку. Машина выходила с конвейера в уже устаревшем дизайне, который родился в 70-х годах. Автолюбители со всего СССР решили, что «Таврия» представляет собой более доступную и более простую версию ВАЗ-2108.

В 1991 году, через три года после запуска модели в серию, дизайнеры решили немного изменить внешний вид. Так, передние крылья получили другую форму, немного изменили интерьер. Чтобы снизить себестоимость, отказались от оптики чешских производителей. Вместо нее использовали продукцию отечественных производств. Финансовые проблемы, с которыми столкнулась тогда уже независимая Украина, не позволили конструкторам завода начать разработку новых, более современных моделей. Было решено, что авто ЗАЗ-1102 будет модернизировано.

Дальнейшая судьба

В 1992 году на заводе выпускают «Таврию» в кузове пикап. Затем вышел пятидверный универсал «Дана». В 1998 году на АвтоЗАЗе создали украино-корейский бренд «АвтоЗАЗ-Деу». Модель немного реанимировали, и в свет вышла «Таврия-Нова», которая, несмотря на дизайн из 70-х годов, имела более современную конструкцию. В автомобиль было внесено более 200 изменений. По сравнению с базовой ЗАЗ-1102, характеристики обновленной модели стали немного лучше.

запчасти на заз 1102

В 1999 году украинские автолюбители знакомятся со «Славутой». Ввиду масштабной рекламы и невысокой стоимости эти машины стали очень популярны среди потребителей. И «Нова», и «Славута» очень хорошо продавались. Машину можно было приобрести за 2 тысячи долларов. По доступным ценам можно купить и любые запчасти на ЗАЗ-1102. Несмотря на прекращение производства, детали на эту машину доступны и сегодня.

Внешний вид

Дизайн буквально кричит, что ЗАЗ-1102 имеет «бюджетную сущность». Во внешнем облике совсем никаких ярких или хоть немного запоминающихся решений. При этом дизайн, пусть и не привлекательный, но вполне гармоничный. Простая прямоугольная оптика, черные бамперы из пластика, плоские боковины с правильными колесными арками – хэтчбек выглядит неплохо, говорят отзывы. Тем более если учитывать то, сколько он стоит.

Габариты

По габаритным размерам – это B-класс. Длина – 3708 мм, высота – 1410 мм, ширина – 1554 мм. Колесная база – 2320 мм, клиренс – 162 мм. Снаряженная масса может варьироваться от 710 до 745 кг.

Интерьер

Автомобилисты говорят, что в отличие от экстерьера салон по современным меркам выглядит очень старым и безвкусным. Рулевое колесо – четырехспицевое, обод руля – плоский. Архаичная панель приборов – не нашлось места даже для тахометра (он есть только в люксовых версиях, как на фото ниже). На приборной панели есть только спидометр, а также индикаторы уровня топлива и температуры. Центральная консоль – без затей. На ней есть только ползунки, которыми можно регулировать работу печки, аналоговые часы и место для магнитолы. Что касается материалов отделки, то они очень бюджетные. Качество сборки - откровенно низкое.

заз 1102 тюнинг

Формально автомобиль рассчитан на пять мест. Но практика показывает, что на заднем диване смогут с трудом сесть двое взрослых людей. Передним пассажирам тоже ожидать комфорта не стоит. Кресла не имеют боковой поддержки и вообще какой-либо формы. Единственное положительное в передних сидениях – диапазон регулировок.

Багажник в базовой версии совсем небольшой – 250 литров. Однако в отзывах владельцы пишут, что машина довольно вместительна, особенно если сложить спинку заднего ряда. Конечно, ровного пола тут не получить. Но объем легко увеличивается до 740 литров. Полноразмерная запаска на «Таврии» находится не на своем привычном месте, а около двигателя – под капотом.

Технические характеристики

Автомобиль производился только с бензиновыми двигателями и укомплектовывался пятиступенчатыми механическими трансмиссиями. Изначально «Таврия» комплектовалась рядными четырехцилиндровыми карбюраторными агрегатами с объемом от 1 до 1,3 л. Двигатель ЗАЗ-1102 комплектовался жидкостной системой охлаждения, 8-клапанным ГРМ. Мощность мотора составляла от 54 до 66 л. с., а также от 80 до 105 Нм крутящего момента. Затем эти агрегаты вытеснил 1,3 л двигатель, в арсенале которого появился распределенный впрыск. Мощность его составляла 72 «лошади», крутящий момент был равен 108 Нм.

авто заз 1102

Советско-украинский продукт, к сожалению, не может никого поразить своими возможностями. Разгон до 100 км/ч занимает 16,2 с. Максимальная скорость – 148-164 км/ч. Расход топлива составляет от 6 до 7,4 л/100 км в зависимости от условий. Но если учитывать, сколько стоит ЗАЗ-1102, технические характеристики за эти деньги очень неплохие. И это подтверждают отзывы.

Ходовая часть

В основе авто лежит переднеприводная архитектура. Кузов – цельнометаллический. Передняя подвеска – «МакФерсон», задняя – полузависимая с балкой. Рулевое управление – реечное, оснащено дополнительно противоугонной защитой. Трехдверная «Таврия» оснащена гидравлической тормозной системой: задние тормоза – барабанные, передние – дисковые.

По цене смартфона

Весной этого года в России такую машину можно приобрести по цене от 10 000 до 50 000 рублей. Сейчас за такие деньги можно купить средний смартфон. Если сделать автомобилю ЗАЗ-1102 тюнинг, то это будет вполне сносная машинка для начинающего водителя. В базе имеются штампованные диски, тканевый салон, обогрев заднего стекла. В максимальной комплектации есть мягкая полка багажника, спойлер, магнитола и люк.

заз 1102 технические характеристики

Итак, мы выяснили, что собой представляет ЗАЗ-1102. Это автомобиль с долгой историей. Несмотря на свой возраст, машина до сих пор пользуется спросом на родине – в Украине.