Платные дороги России

В Российской Федерации существует несколько платных автомобильных трасс, имеющих федеральное и региональное значение. Проезд по платным дорогам оплачивается исходя из трех основных параметров: категория транспортного средства, пройденное расстояние и время суток.

Историческая справка

Впервые платные дороги были утверждены законодательно 8 декабря 1992 года ФЗ «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе».

Несколько позднее его дополнили новым указом, в котором были закреплены законодательные нормы касательно порядка создания платных дорог. В частности, там было указано, что взимание платы за пользование магистралью возможно только при наличии бесплатных дорог в том же направлении.

Первой платной дорогой в 1999 году был признан участок магистрали М4 «Дон» в Липецкой области, который был реконструирован в 1998 году. Протяженность участка составила 444-464 км, а через год платная трасса была увеличена на 50 км. После этого она стала включать в себя обходы села Хлебное и города Задонска.

Законодательство о платных магистралях

автодор платные дороги

Эксплуатация платных дорог в России регламентируется ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ». В законе не только закреплена сама процедура взимания платы, но также и установлены основные нормы по регулированию концессионерской деятельности.

Закон предусматривает, что бесплатно данными трассами могут пользоваться:

  • экстренные службы;
  • общественный транспорт (кроме такси);
  • почтовые транспортные средства.

При этом на концессионера возлагается обязательство по поддержанию платных дорог в соответствующем состоянии. Таким образом, он должен регулярно и своевременно проводить ремонт магистралей.

Кроме того, существует ФЗ о ГК «Автодор», который был создан с целью отстаивания интересов государства в качестве концедента при строительстве новых дорог. «Автодор - Платные Дороги» создан для управления имеющимися трассами, а также для контроля за проведением реконструкции магистралей в связи с их переходом на платную основу.

М1 «Беларусь»

Платные дороги

На магистрали М1 «Беларусь» есть один участок, который является платным – объезд города Одинцово (Московская область). Длина трассы - 14-33 км.

На дороге выделено три участка, ими можно пользоваться отдельно. На каждом из них установлен пункт взимания платы (ПВП). Оплачивать проезд следует на каждом ПВП. Можно оплачивать дорогу только на одном конкретном участке, по которому есть необходимость проехать.

М4 «Дон»

Платная дорога м4

Платная дорога М4 «Дон» состоит из пяти участков:

  • В Московской области. Тариф составляет 50-75 руб. в ночное время и 100-150 руб. днем.
  • В Московской и Тульской областях. Тариф составляет 100-150 руб. в ночное время и 150-220 руб. днем.
  • В Тульской области. Тариф составляет 35-50 руб. в ночное время и 60-90 руб. днем.
  • В Липецкой области. Тариф составляет 60-90 руб. в ночное время и 80-120 руб. днем.
  • В Воронежской области. Тариф составляет 20-30 руб. в ночное время и 35-50 руб. днем.

Определение тарификации осуществляется на ПВП. Оплата принимается наличными, банковской картой, бесконтактной смарт-картой, транспондером.

М11 - платная дорога «Москва - Петербург»

Платная дорога москва петербург

На данной трассе выделено два участка, за проезд по которым взимается плата:

  • в Московской области (15-58 км);
  • в Тверской области (258-334 км) трасса представляет собой объезд города Вышний Волочек.

В основе расчета оплаты магистрали лежат три показателя: день недели, время суток и сезон. Оплату можно осуществить с помощью наличных средств, банковской карты, бесконтактной смарт-карты, транспондера. Платная дорога «Москва - Санкт-Петербург» предусматривает гибкую систему скидок.

Псковская область

Платные дороги Псковской области находятся возле границ с Эстонией, Беларусью и Латвией. Есть четыре платных участка.

Тарифы на данных трассах составляют от 150 до 300 руб. для легковых автомобилей и от 230 до 480 руб. для фургонов и микроавтобусов. Данные платные дороги отличаются от других тем, что они были построены задолго до установления платного режима. Но перед этим была проведена капитальная реконструкция дорог.

Западный скоростной диаметр (ЗСД)

Платная дорога петербургПлатная дорога "Санкт-Петербург - Ленинградская область" была построена в 2005 году:

  • развязка Кольцевой автодороги – набережная р. Екатерингофки (длина 9 км);
  • приморское шоссе – трассы «Скандинавия» и Зеленогорское шоссе (длина 26 км).

Платная дорога "Петербург - Ленинградская область" должна в будущем существенно увеличиться. Планируется построить центральный участок. По окончании строительства полная длина магистрали составит 46,6 км.

Планируемые платные магистрали

Ожидается, что платный проезд будет сделан на Центральной кольцевой дороге в Москве и Московской области. Она начала строиться в 2014 году. Также существует еще несколько проектов дорог, которые будут в будущем платными. Например, новая трасса Краснодар - Абинск - Кабардинка.

Возможные способы оплаты

Существует несколько способов оплаты магистралей в РФ:

  • наличными средствами – самый простой и популярный способ, оплата осуществляется в пунктах пропуска автотранспорта;
  • смарт-картами в специальных терминалах;
  • наклейками с магнитной пленкой, которые клеятся на лобовое стекло;
  • транспондерами – мобильные устройства для бесконтактной оплаты, постепенно набирающие популярность.

Преимущества платных дорог

Платная дорога санкт петербургОсобой популярностью платные дороги пользуются в Европе. Там они эксплуатируются уже давно и довольно успешно. В России пока не так много трасс, за которые нужно платить. Рассмотрим основные преимущества платных дорог:

  • развитая инфраструктура возле магистрали (через определенное количество километров установлены заправочные станции, много кафе);
  • высокое качество дорожного покрытия (без выбоин и ям);
  • несколько полос движения, то есть большой поток машин (может быть пять и шесть полос в одну сторону);
  • по платным дорогам установлена максимальная скорость езды 150 км/ч;
  • существенное сокращение времени, которое тратится на дорогу (движение с высокой скоростью и не нужно ехать медленно из-за выбоин);
  • на дороге установлены камеры наблюдения, то есть в случае ДТП сразу будут вызваны соответствующие службы, это большой плюс при плохих погодных условиях;
  • на платных дорогах практически не бывает пробок.

Недостатки платных дорог

Помимо несомненных преимуществ, платные дороги имеют и ряд недостатков, среди которых основными являются:

  • Оплата. Это самый большой недостаток. Некоторые граждане РФ считают, что оплата дорог сильно завышена. Однако многие могут себе позволить раз в год воспользоваться платной дорогой, если учесть, что это в два, а то и в три раза ускоряет поездку. На большинстве трасс стоимость ночью ниже, чем днем.
  • Дорога может не окупиться. Если цена проезда будет сильно завышена, то такая трасса не будет пользоваться спросом среди водителей, ведь всегда есть альтернатива – бесплатные дороги, хотя они и имеют плохое покрытие, недостаточно развитую инфраструктуру, большую протяженность.
  • Незначительные очереди на пунктах оплаты при выезде на трассу. Как правило, задержка составляет 5 минут, по сравнению с многочасовыми пробками на бесплатных дорогах это не составляет особой проблемы.

Экономическая сторона вопроса о платных дорогах

Проезд по платным дорогамСтроительством бесплатных дорог испокон веков занималось государство. Делало оно это за счет средств своих граждан, которые регулярно пополняют бюджет с помощью налогов. Весь мир доказывает то, что бесплатная дорога также может быть хорошей и скоростной, как и платная, если государство будет выделять больше денег на строительство, а коррупция в этой сфере станет меньше. Ни для кого не секрет, что зачастую бесплатные дороги делаются в мороз в декабре месяце для того, чтобы распорядиться оставшимися бюджетными деньгами и не возвращать их обратно государству.

Поскольку у платных дорог всегда есть бесплатные дублеры, то большая часть водителей всегда предпочтет более экономный вариант. Итог - повышение цены проезда по платной магистрали, так как она должна окупать расходы на ее строительство и обслуживание. Получается, что каждый гражданин РФ, который выбрал платную дорогу, открывает кошелек трижды: налоги на строительство бесплатной дороги, проезд по платной трассе и двойная цена за платную дорогу, т. к. инвестор должен окупить свои затраты. Главный аргумент в этом случае состоит в том, что у частных инвесторов есть деньги на строительство новых магистралей, а у государства нет. Оно может обслуживать уже имеющиеся, но на строительство новых трасс хорошего качества у него не хватает. Хотя, конечно, строительство новых дорог – это большой шаг для экономики страны. Когда прокладывается новая магистраль, появляется повод постройки вдоль нее необходимых коммерческих объектов (магазинов, гостиниц и т. д.), а это, несомненно, приведет к увеличению доходов государства.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации еще только начинает развиваться сеть платных дорог. На самом деле преимуществ трасс такого типа гораздо больше, чем недостатков. Большинство дорог в России находится в плохом состоянии, иногда приходится ехать по полному бездорожью. Ввиду этого строительство новых платных магистралей позволит улучшить качество проезда. Кроме того, еще одной серьезной проблемой современных трасс являются пробки, в которых можно потерять очень много времени. Платные дороги помогут решить данную проблему, так как на них пробки бывают лишь тогда, когда происходит плановый ремонт.

До Российской Федерации уже дошла цивилизация в виде платных трасс. Хотя тарифы на проезд существенно завышены, все равно люди начинают активно пользоваться ими. Лишь некоторые предпочитают бесплатный вариант. Для того чтобы платные дороги прочно вошли в нашу жизнь, потребуется подождать. Спустя некоторое время, скорее всего, граждане РФ привыкнут к платным трассам, и они станут оправданными. Тем более что у них есть все основания, чтобы стать наиболее популярным способом передвижения.

Современные реалии таковы: государство может дать неплохой толчок в развитии экономики страны, если самостоятельно начнет строить качественные бесплатные дороги. Но пока об этом говорить не приходится. Хотя, теоретически, государство вполне могло бы взять на эту цель кредит. Ведь новая дорога в любом случае окупит себя, хотя для этого и потребуется много времени.