Каждая картина Николая Рериха – это гуманизм и любовь к человечеству

0
0

Николай Рерих (1874 – 1947) прожил насыщенную событиями и встречами жизнь. Философ, мистик, странник, художник, археолог, литератор, он притягивал при жизни к себе самых разных людей. Любая картина Николая Рериха отражает какую-то грань его обширных интересов. Родившись в Российской империи, он прошел долгий путь через Европу, Америку, Азию. Его тело закончило земное существование на погребальном костре в Индии. Об этом выдающемся человеке надо рассказать хотя бы немного.

картина николая рериха

Семья, юность в России

Его отец был известным нотариусом, а мать происходила из купеческой семьи, она создала в семье радушную и приветливую атмосферу. Родители воспитывали дочь и троих сыновей, беря их с собой в театры и на концерты, как это было принято тогда в Петербурге. С самого детства Н. Рериха интересовали живопись, история, археология. Окончив гимназию, он продолжил учебу одновременно в университете Петербурга на юридическом факультете и в Академии художеств. По их окончании молодой человек всерьез занялся археологией и стал писать картины. В 1901 году появилась картина Николая Рериха «Заморские гости».

Историческое полотно

Двумя годами ранее, когда Н. Рерих познакомился со своей будущей женой, он путешествовал по пути "из варяг в греки". Он представлял себе, как плавали по этим местам струги Садко, плыла на свою погибель новгородская рать для битвы на реке Шелони с московскими воинами.

В Париже окончательно сложился замысел полотна, там оно и было написано. Позже его купил император, а теперь оно экспонируется в ГТГ.

град обреченный

Картина Николая Рериха очень декоративна. Она напоминает о прикладном искусстве России: река – ярко-синяя, паруса – красные, ладьи украшены щитами, на далеком холме стоит «город-леденец».

Это поэтическое восприятие древней жизни славян. Мы видим расцвет природы весной, зеленеющие холмы, покрытые травой-муравой, белых речных чаек, которые мелькают за кормой. Вереница судов всполошила их. Вековая славянская жизнь будет нарушена новыми впечатлениями от прибывших с невиданными товарами заморских гостей, их незнакомыми обычаями.

Женитьба

Тогда же, в 29 лет, Рерих повенчался с 22-летней Еленой Ивановной, которая стала ему верным другом и помощником на всю оставшуюся жизнь. Она ушла из жизни спустя восемь лет после смерти супруга, и ее также кремировали. Она, как и ее муж, была философом, переводчиком, писателем, отважным путешественником. При этом они успевали воспитывать двоих сыновей. К 1914 году они объездили более 40 городов России, изучая культурное наследие прошлого своей родины.

Начало войны и революции

Интуитивно предчувствуя грандиозные перемены, которые перекроят мир, художник настроился на философскую волну. Так родилась новая картина Николая Рериха. Она предвещает страшные вещи. Это произведение, повторенное и маслом на холсте, и темперой на картоне, называется «Град обреченный».

картина николая рериха о монголии
Предельно мрачны колорит и пейзаж, окружающие город. Все серо, холодно, безжизненно. Нет ни одной травинки, ни одного деревца, ни кустика, ни лучика света и надежды. Кругом один камень. Не верится, что этот жуткий город никто не покинул. Но оставить его жители не могут и не хотят. Не хотят, потому что в нем идет привычная им жизнь, а нового они боятся, даже если это будет светлый райский уголок. В его существование они не верят. Жители довольствуются тем, что у них есть: лишь бы не хуже. Да и как они выйдут? Картина Николая Рериха наглядно показывает самому простодушному зрителю, что у них нет такой возможности. Страшный кроваво-красный змей взял город в кольцо. Он осадил его. Змей безмятежно положил на хвост свою голову, готовую проглотить любого человека или животное, которое посмеет высунуться из этого адского города. Откуда, из каких апокалипсических мыслей родился столь кошмарный замысел у художника? «Град обреченный» символизирует Россию? Ее будущее, ее конец, ее кровавую драму, которая будет длиться с 1914 года, четыре революции, которые гибельно пронесутся над ней? Великую войну, где погибнут миллионы? Искусство предполагает трактовки, дополняющие исторические тенденции или даже их опережающие. Вспоминаются горькие слова великого и стойкого оптимиста А. Солженицына: «Россия проиграла XX век». Это нам предсказывает картина Н. Рериха.

Картина Николая Рериха о Монголии

В 1930-х годах Н. Рерих со старшим сыном Юрием предпринял путешествие в Монголию и Маньчжурию. Он предполагал, что произойдет объединение всей Азии и Сибири. В Улан-Баторе Рерихи жили 7 месяцев. Ими была подарена Великому хуралу картина, написанная в 1929 году, «Владыка Шамбалы» или, как ее еще теперь называют, «Великий Красный Богатырь».

картина николая рериха заморские гости

Высоко в синем небе, среди облаков, которые обычно обволакивают сопки, парит на красном коне и трубит в раковину богатырь, собирая всех буддистов на поиски Шамбалы, того святого места, где на земле человеку открывается истина. Она спрятана за цепью бирюзовых гор, закрывающих горизонт. Богатырем руководит Будда, который, сидя в позе лотоса, возвышается над всем полотном.

Внизу, у юрты в медитации сидят мудрецы. Они пока еще не слышат богатыря, так глубоко каждый из них погружен в свои размышления. Сумеет ли он пробудить их от возвышенных мыслей, или они уже достигли просветления?

Три картины Н. Рериха, написанные в разное время, уже немало рассказали о сфере интересов гуманиста, который любил человечество.