Фовизм в живописи: особенности нового течения

Конец XIX - XX вв. – время появления новых, кардинально неклассических направлений в искусстве, которые и очаровывали, и шокировали публику одновременно. Одним из таких ярких и самобытных течений был фовизм.

История возникновения направления

Считается, что именно фовизм, а не предшествующий ему импрессионизм, стал отправной точкой разрушения традиционной живописи. Надо сказать, большинство будущих фовистов обучались у образцовых мастеров: Эжена Карьера, Густава Моро, Леона Бонна, копировали образцовые классические работы в Лувре.

фовизм в живописи

Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Разговорившись, художники узнали, что они оба в восторге от творчества Ван Гога и оба весьма недовольны положением дел в искусстве. Такую точку зрения Вламинка можно было объяснить тем, что он не получал, в отличие от Андре, классического художественного образования и даже никогда не был в Лувре. Дерен же, хоть и был противоположностью собеседника, также считал, что реалистическая живопись уже в упадке, а будущее – за новым искусством.

Тогда, в 1901 году, ими была высказана мысль, что живопись не должна слепо копировать объект изображения, хоть она и пока сдавлена классической парадигмой. Мнение друзей было подхвачено и другими художниками, в голове которых витали подобные мысли.

Характеристика течения

Так чем же так самобытно направление живописи фовизм? Многие искусствоведы находят в нем отголоски влияния Поля Гогена, Жоржа Сера, Пола Синьяка, Делакруа, импрессионистов (в частности Моне) и, конечно же, Ван Гога, что естественно, так как фовисты не могли творить и развиваться в вакууме. Но фовизм в живописи имеет и свои оригинальные, новаторские черты:

направление живописи фовизм

  1. Самое важное: картина не должна быть "рабом" реальности – она независима от предмета-натуры. Ее суть - сочетание цветов, линий, пятен, а не похожесть на изображаемый объект.
  2. Главный герой творения – цвет, чистый и яркий. Отсюда и тяготение к "кипящим" краскам и контрастным цветам: зеленый и красный, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый. Представители фовизма в живописи называли их "первичными элементами", способными взбудоражить человеческие чувства до самых глубин души.
  3. Накладывание краски мазками разной ширины (иногда даже большими пятнами), использование линий, что кардинально отличало их от импрессионистов, любивших небольшие мазочки и не приемлющих ничего остро геометрического.
  4. Так как решительно отрицалось четкое соответствие изображаемого действительности, предметы вырисовывались деформированными, а силуэты – предельно обобщенными. Линейная и воздушная перспектива также были не в почете у фовистов.
  5. Как итог, фовистическая картина – в какой-то мере подобие арабески, яркой, жизнерадостной и далекой от привычной реальности.

Фовизм в живописи: художники

Идеи Вламинка и Дерена были поддержаны большой группой молодых художников. Перечислим их наиболее ярких представителей:

  • Анри Матисс;
  • Анри Манген;
  • Жан Пюи;
  • Отон Фриез;
  • Жорж Руо;
  • Луи Вальта;
  • Шарль Комуэн;
  • Жорж Брак;
  • Альбер Маке;
  • Рауль Дюфи;
  • Кес ван Донген и др.

фовизм в живописи матисс

Вдохновителем и призванным лидером течения стал Анри Матисс. Остановимся подробнее на этой неординарной личности.

Фовизм в живописи: Матисс

Анри Матисс был не только новатором – он постоянно переосмысливал прошлое искусства. Он считал, что цвет уже сам по себе полон и самодостаточен, поэтому напрямую связывать его с объектом – лишнее: "Когда я пишу зеленым, я не пишу траву, а когда пишу синим, я не пишу небо". Он и его последователи отрицали смешение цветов, даже малейшие намеки на контур предметов – только чистые и яркие фабричные краски.

Матисс учил своих учеников писать картины "невинно" – так, как это делают маленькие дети. А именно – переносить на холст свое первое впечатление об изображаемом. Только такой подход, по его мнению, открывал дорогу в "чистое искусство".

При этом он глубоко уважал старых мастеров и часто использовал их приемы в своих работах. Только в живописи Матисса они становились фовистскими, переделанными по законам его мира.

Многие искусствоведы, а также последователи Анри Матисса выделяют его мазок кисти: мастер скрупулезно варьировал густоту нанесения краски, отчего то тут, то там в просветах виднелся холст, что создавало чудесное сочетание – казалось, что цвет на картине "дышит". Ему принадлежит и изобретение новой техники живописи – декупажа, "рисования ножницами". Это вывело работу по упрощению объекта и его геометрических форм на новый уровень.

фовизм в живописи художники

Матисс никогда не выплескивал в свою работу собственные эмоции. Когда он творил, он отрешался от мира, от общества – от всего окружающего. Для художника существовал только один холст во всей Вселенной.

Фовизм и общество

Первая выставка фовистов случилась в 1905 году на парижском Осеннем сезоне. Новые художники тогда просто ошеломили искушенную публику. Так как в зале, где выставлялись новаторы, также была выставлена "приличная" неоклассическая скульптура, то влиятельный в то время французский критик и искусствовед Луи Воксель одарил ее фразой: "Донателло среди диких зверей".

Язвительная реплика была подхвачена художниками – Матисс предложил своим последователям так и назвать себя: фовисты – дикие (франц. "les fauves").

Но многие ценители искусства, наоборот, высоко оценили новые творения, в частности русские коллекционеры Сергей Щукин и Иван Морозов. Поэтому, кстати, в Эрмитаже можно увидеть обширную экспозицию стиля фовизм.

Закат фовизма и его новые последователи

Жизнь направления была стремительно короткой – последняя выставка фовистов состоялась в 1908 году. Матисс, Марке и Дюфи после этого стали развивать каждый свое индивидуальное видение фовизма, другие художники поменяли взгляды на кубизм, экспрессионизм, иные направления.

Фовизм в живописи на этом не угас: его отголоски можно заметить в творчестве абстракционистов, "новых диких" (1950-1960 гг.), в российских "голубой розе" и "бубновом валете".

представители фовизма в живописи

Фовизм проповедовал самостоятельность картины и всего искусства от действительности. Новаторство его также состояло и в том, что это было абсолютно политически нейтральное искусство, отрицавшее различную документацию и иные художественные проявления, кроме чистой живописи.