Картины Матисса, их названия и описание

0
0

Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий. Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. Наибольшего успеха в поисках оригинального, своеобразного отражения действительности мастер достиг в период между 1910 и 1917 годами. Картины Матисса этого времени характеризуются яркими локальными цветами и передают праздничное восприятие жизни.

Творческая лаборатория живописца

В самом начале XX века А. Матисс просто копировал классические произведения и даже обычные открытки. Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. Вместе с ними он создает стиль, именуемый фовизм («дикий»).

В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Мы дадим краткую характеристику последнему произведению.

«Натюрморт»

картины матисса

В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. На скатерти лазурного цвета с яркими синими узорами стоят белая ваза с яркими фруктами, большой коричневый кофейник и темно-зеленый графин.

Художник с любовью относится к изображению предметов. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру.

Какие произведения Матисса находятся в России

Многие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. Это отчасти собрание Щукина, отчасти дар секретаря и менеджера художника Лидии Деректорской.

Многие из них являются подлинными вершинами, на которые поднялся Матисс. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа.

танец картина матисса
Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве.

«Танец»: картина Матисса

Этот знаменитый огромный холст размером 2,6 х 3,9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Когда работа была создана (1910 г.), то С. Щукин поразился смелости художника и не решился выкупить панно. Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает.

анри матисс картины

Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, "Русские сезоны" Дягилева и, конечно, фарандола. Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. Фоном им служат синее небо и зеленая трава. Больше ничего нет. Ни одной лишней детали. Все внимание приковано к пластике движений, к изгибам женских фигур, которые подчинены энергичным, буйным звукам музыки.

Тела женщин не прорисованы, у них нет даже лиц. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями».

Алжир и творчество художника

Знакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. Всего две недели он провел в оазисе Бискра и практически не мог рисовать из-за стоящей жары. Зато он вывез из страны коллекцию керамики и тканей, которые затем служили ему фоном для работы.

Яркий свет натуры, яркая декоративная роспись, арабески повлияли на дальнейшее развитие его творчества. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г.), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца.

Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина.

«Красная комната», Эрмитаж

матисс картины с названиями

Плоское пространство комнаты заливает алый цвет. Очертания стола с трудом угадываются. Он является продолжением ковра на стене. Если бы не стоящая на нем посуда и сидящая на стуле женщина, черно-белая одежда которой контрастно выделяется, то было бы трудно найти в комнате стол. Помогает определиться в пространстве также окно. За ним находятся изумрудно-зеленые деревья, покрытые белыми цветами.

Работы Матисса узнаваемы. Их не перепутаешь с произведениями других авторов, настолько они необычны, полны жизненной силы и декоративны. Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи.