Национальный казахский узор

0
0

Учёные утверждают – во времена Тенгри никаких орнаментов и узоров у казахов не было. На одежде изображали животных и птиц, чаще всего это были барсы и грифоны. С появлением ислама изображения животных оказались под запретом, тогда-то и появился национальный казахский узор. С помощью орнаментов изображали представителей растительного и животного мира. Сегодня насчитывается более двухсот видов узоров, они, кстати, всегда являются отражением времени. Даже в советское время в орнаменты мастерицы умудрялись вплетать серп, молот и даже ракеты!

История узоров и орнаментов

Первые письменные упоминания о казахских узорах и орнаментах датируются началом XVI века. Об этом рассказывает доктор исторических наук Шайзада Тохтабаева в уникальной серии книг о казахских украшениях.

казахский узор

Казахские национальные орнаменты и узоры за основу берут наблюдения предков за окружающим миром. Например, в XIX веке в одежде преобладали растительные орнаменты, чаще всего – тюльпаны. Причиной тому было большое количество этих цветов в степях. А когда человек впервые отправился в космос, мастерицы сумели отразить это в орнаментах – они вышивали ракеты и звёзды.

Кстати, специалисты отмечают, что часть орнаментов предназначена исключительно для посуды, часть – только для ковров. Такие узоры нельзя наносить на одежду. Есть рисунки, которые не могут находиться выше головы человека – на национальных головных уборах. Конечно, нынешние умелицы не знают всех правил, но строго соблюдают те тонкости, которые им известны.

Основные типы узоров

Существует две основных группы узоров. По происхождению они делятся на орнаменты, возникшие на национальной почве, и на те узоры, которые казахи переняли у представителей других народов. Несмотря на богатство и многообразие изображений, все орнаменты можно разделить на несколько основных категорий: геометрические, зооморфные, растительные и космогонические мотивы.

Космогонические орнаменты

Распространены орнаменты и узоры казахского народа, связанные с изображением звёзд и планет. Их ещё называют космогоническими. Специалисты говорят, что их возникновение стало возможным в результате наслоения различных культур. Основные элементы – солярный круг («донгелек»), крестовина («торт кулак»), спираль («шимай»). Эти узоры символизировали четыре стороны света, да и вообще – мировое пространство. Популярны космогонические узоры, именуемые «айшик гуль» (полумесяц), «ай гуль» (лунный цветок), «кун саулеси» (солнечные лучи).

казахские орнаменты и узоры

Кстати, с космогоническими узорами неразрывно связаны и орнаменты, символизирующие природу. Двумя главными стихиями, которым поклонялись казахские скотоводы, считаются вода и земля. Воду изображали с помощью зигзагов, называемых «су». Землю можно было показать с помощью «тобе» – холмов. Самый популярный узор, кстати, – «тогыз тобе» – девять холмов.

Растительные орнаменты

Цветы и листья, бутоны, трилистники, пальметты – основа растительных мотивов. Главный смысл этих символов – единство, согласованность. Изображения растительного мира активно применяются в оформлении национальных нарядов. Кстати, все узоры симметричны!

Изображения животных и частей их тел

Чаще всего это роговидные узоры, именуемые «кошкар муйиз» – бараньи рога. Но среди орнаментов можно встретить «кос муйиз» – двойные рога, «сынык муйиз» – сломанные рога. Популярны и такие орнаменты, как собачий хвост, пара копыт, верблюжий горб.

казахский национальный узор

Изображения насекомых и мелких животных

Широкое распространение получил казахский узор, связанный с изображением пресмыкающихся, насекомых и небольших животных. Мастерицы изображали пёстрых пауков, змей, бабочек, муравьёв и даже крылья мух!

«Птичий» узор

На национальных казахских костюмах можно увидеть орнаменты, связанные с птицами. Это и крылья, и клювы, и даже шейки птиц.

Труд и быт

Нередко казахские орнаменты схематически передают изображения предметов быта. Каблуки и гребешки, ленты и ковши, костыли и топоры – всё это встречается на национальной казахской одежде и ковровых изделиях. Кроме того, среди узоров и орнаментов можно увидеть «шарбак» – плетень, «туйме» – пуговицу, «кайнар» – родник.

Линии и формы

Очень интересные значения имеют символы в виде геометрических фигур. Среди них могут встречаться квадраты и ромбы, многоугольники, зигзаги. Геометрические узоры казахского народа являются оберегами от враждебности и злых духов.

  • Символом небесного начала были круги. В древности люди интуитивно понимали, что у каждого природного образования есть центр, на равном расстоянии от которого находятся все остальные элементы.
  • Вертикальные линии считались символом лучей света, падающих на землю. То есть этот узор буквально соединял землю и небо. Кроме того, можно назвать вертикаль и обозначением развития, роста, стремления к вершинам.
  • Казахский узор, на котором присутствует горизонтальная линия, – признак пассивного принципа энергии. Это образ водной глади, условная граница между двумя мирами.

казахские национальные орнаменты и узоры

  • Символ материального мира – квадрат. Это фигура, образованная из вертикальных и горизонтальных линий. Она фигура представляет стихию земли, выражающую устойчивость и порядок.
  • Встречаются среди казахских узоров и треугольники. Все они имеют разное значение. Например, фигура, направленная остриём вверх, означает восхождение духа из материи. А треугольник, остриё которого направлено вниз, говорит о духе, который нисходит в материю.
  • Ещё один сакральный символ, присущий казахам, – спираль. Она является символом развития, движения по нарастающей. Большое значение имеет направление спирали: левая – это получение информации и знаний, а правая – сила и движение. Сочетание в таком графическом элементе, как бараний рог, сразу двух видов спиралей делает казахский национальный узор очень сильным оберегом.

узоры казахского народа

Прежде любой элемент узора имел одно чётко определённое значение. Орнамент был практически поэзией. Расшифровав его, можно было понять, что именно хотел сказать мастер, нанёсший узор на изделие. К сожалению, в наши дни смысл множества мотивов безвозвратно утерян.

Значение цвета в орнаментах и узорах

Хитросплетения узоров и орнаментов в нарядах или на предметах быта, конечно, имеют большое значение. Но очень важны цвета и даже их порядок! Каждый цвет имеет определённый смысл. Голубой цвет – это небо, красный – солнце, чёрный – земля. Зелёный цвет символизирует весну и молодость, а жёлтый – разум и печаль. Поэтому, когда для орнамента выбирается какой-либо цвет, определяется значение узоров. Кроме того, в оттенках отражается эстетический вкус, представление об окружающем мире и национальные особенности. Так, жители Казахстана, перед глазами которых постоянно находятся жёлтые пески пустынь, очень привязаны к узорам голубого цвета.

Современные красители можно разделить на две категории: химические и натуральные. Состав химических интереса не вызывает, а вот изготовление натуральных красок имеет множество секретов. За основу мастера берут охру, глину, минералы и растения, затем дополняют их самыми невероятными добавками. Это глина – красная, чёрная, жёлтая, белая, зелёная, соки различных плодов – прекрасно подходят боярышник, шиповник, белладонна, смородина, земляника. Самые опытные мастера могут даже выпаривать краски из листьев, коры и корней растений!

казахский узор фото

Получить оранжевый или коричневый цвет, чтобы нанести казахские орнаменты и узоры, можно из коры граната, тальника, абрикоса и винограда. Для этого в начале осени кору снимали с деревьев, мололи её с помощью небольшой ручной мельницы. После кору измельчали до мелкого порошка в ступе. Этот порошок нужно варить, процеживать и снова варить. Закрепляли цвет готового раствора нашатырём, солью или воском. Краски получали их косточек абрикоса, сливы, пшеничных зёрен, скорлупы грецкого ореха.

Правила оформления орнаментов

Казахский узор, фото которого вы видите в этой статье, требует от мастера определённого профессионализма. Выполняя орнамент любой степени сложности, умелец должен соблюдать ряд правил.

орнаменты и узоры казахского народа

  • Орнамент всегда должен соответствовать форме изделия, на которое наносится, и его объему.
  • Цвет узоров всегда должен сочетаться с оттенком основы.
  • Важно, чтобы все узоры были расположены симметрично.
  • Края и центр композиции, из которой получается казахский узор, должны быть разного цвета.