Что такое полисома, выполняемые функции

Сегодня мы предлагаем поговорить о том, что такое полисома. В каждой клетке происходит один очень важный жизненный процесс – это синтез белка. Его можно наблюдать в клетках абсолютно любого организма. Зачем? Все дело в том, что белок в клетке выполняет множество функций. Среди них:

• формирование каркаса внутриклеточных органелл и внеклеточных структур;
  • стабилизация клеточных мембран;
  • транспортная;
  • регуляторная;
  • защитная;
  • рецепторная;
  • сократительная;
  • ферментативная и так далее.

Если говорить обобщенно, то белок – это основной класс органических веществ клетки, который выполняет массу необходимых функций.

что такое полисома

Спросите, почему мы вдруг заговорили про белок и его значение для клетки? Мы же стараемся ответить на главный вопрос статьи - что такое полисома? Все дело в том, что именно эта структура участвует в синтезе такого необходимого белка.

Полисома

Данная структура клеточной цитоплазмы имеет и второе название – полирибосома. Все дело в том, что полисомы состоят из нескольких рибосом, которые соединены между собой при помощи молекулы матричной РНК (если сокращенно, то мРНК). Как вы уже поняли, далее вплотную пойдет речь о рибосомах. Придется немного освежить память.

полисома это в биологии

Во всех клетках как прокариотических, так и эукариотических есть обязательные структурные единицы, которые имеют название – рибосомы. Что же это такое? Рибосомы представлены в виде крохотных телец, состоящих из двух субъединиц. Основная задача рибосом – синтез белка в трансляции. Кроме того, важно напомнить о том, что рибосомы являются немембранными структурами.

Итак, что такое полисома? Это клеточное образование, которое состоит из этих самых рибосом. Как уже было сказано ранее, связующим элементом является молекула РНК (матричная или информационная). Рибосомы подобно бусинам насажены на эту молекулу. В результате мы получаем временную структуру под названием – полисома. Еще немаловажным является тот факт, что концентрируются полисомы в местах, где нужен быстрый синтез большого количества белка. Это и есть их главная биологическая роль.

Строение рибосомы

Мы рассмотрели, что такое полисома (в биологии это важное временное образование, которое участвует в синтезе белка), теперь немного углубимся в ее составляющие части – рибосомы. Рассмотрим их строение.

полисома функция

Можно сказать, что рибосома – это машина, которая может воспроизвести на свет абсолютно любой вид белка. Так как они одинаковые по строению, выполняют общую функцию, имеют одну и ту же молекулярную композицию, то их принято считать клеточными органоидами.

В цитоплазме есть масса других органоидов (например, пластиды, клеточный центр и так далее), но основное отличие рибосом от них – представление огромного числа в одной клетке. Сразу оговоримся, что за цикл их образуется порядка ста миллионов.

Эти органоиды являются сложными рибонуклеопротеидными частицами, которые включают в себя:

• множество индивидуальных белков;
  • несколько молекул РНК.

Рибосомы прокариотических и эукариотических клеток отличаются друг от друга, но имеют общие принципы организации и функционирования. Сейчас мы выделим различия между данными органоидами в различных клетках.

Рибосомы прокариот и эукариот

полисомы состоят из

Нам всем известно, что существует две группы организмов:

• эукариоты;
  • прокариоты.

Строение клеток у них различается, поэтому мы можем выявить разницу между рибосомами эукариотических и прокариотических клеток. Таким образом, строение полисом у них также неодинаково.

Начнем с прокариот. Здесь мы можем обнаружить рибосомы 70S, которые образованы при помощи двух субъединиц большой и малой - 50S и 30S. В состав субъединицы 50S входят: 5S и 23S. В составе 30S: 16S. Что же значит это таинственное S? Это скорость осаждения частиц в центрифуге. У бактерий в клетках можно обнаружить очень большое количество полисом, что связано с быстрым процессом синтеза белка.

Теперь эукариоты. Мы можем заметить отличия в константе S. Для данных клеток значение равняется 80. Она, в свою очередь, состоит из:

• малой субъединицы – 40S (в состав входят 18S РНК);
  • большой – 60S (5S, 28S и 5,8S).

Несмотря на эти отличия, в прокариотических и эукариотических клетках полисомы выполняют одну важную функцию – ускорение синтеза белка. Как уже говорилось выше, наибольшая скорость и концентрация полисом наблюдается у бактерий. Теперь вам должно быть точно ясно, что такое полисома. Остался один заключительный момент – функции, выполняемые данной структурой.

Трансляция

Основная функция полисом – трансляция. При данном процессе происходит образование первичной структуры белка. Всего выделяют три стадии синтеза полипептидов:

• инициация (в данный момент молекула информационной РНК прикрепляется к рибосоме);
  • элонгация (другими словами – нарастание полипептидной цепи, на этом этапе происходит транспортировка аминокислот к рибосоме, а затем и присоединение при помощи пептидной связи);
  • терминация (остановка синтеза белка и выпадение образованного полипептида из рибосомы).

В заключение

Сейчас хочется кратко подвести итог. Из данной статьи нам стало ясно, что такое полисома и как она образована. Еще раз повторимся, полисома – это структурная единица, образованная при помощи рибосом. Помимо этого, мы выяснили основную задачу данной структуры. Это ускоренный синтез белка. Стоит запомнить, что полисомы обнаружены как в прокариотических, так и в эукариотических клетках.