Произведения Ломоносова: список и краткий обзор

Почти каждый русский человек знает великого ученого и писателя Михаила Васильевича Ломоносова и гордится им. Этот замечательный и добропорядочный человек, будучи сыном крестьянина, смог в своей жизни самостоятельно добиться необычайно великих побед.

ломоносов известные проивездения

Великие люди велики во всем

С самого раннего детства будущего ученого интересовали многие отрасли науки: он занимался серьезно математикой, языками, механикой, инженерией. Чутко относился к филологии и литературе. Получив такой большой опыт в различных отраслях, Ломоносов не мог не «выплеснуть» свои мысли на бумагу. Так получилось, что произведения Ломоносова оказались важны и нужны России и его соотечественникам. И сейчас его труды изучаются многими исследователями и просто теми, кто интересуется личностью ученого, достижениями российской науки.

Какие произведения Ломоносов только не сочинял. Это были литературные труды и оды, материалы по химии, физике, математике. Даже сатирические произведения Ломоносова интересны для современного читателя.

произведения ломоносова

Самые популярные произведения

Пожалуй, самые важные труды Михаил Васильевич создал в области русского языка и литературы. Он в числе первых в литературе предложил «теорию трех штилей» (стилей). Поясним:

• к высокому стилю он относил литературу, которая должна была быть написана для духовных наставников, знати; в ней используются церковно-славянские слова и общеупотребительные; жанры к этому стилю должны были относиться следующие: героические поэмы, оды, трагедии;
  • к среднему стилю, по теории, автор относил драмы, лирику; использоваться в этом стиле должны были только общеупотребительные слова;
  • низкий стиль предполагал написание басен, сатир, комедий; в этом жанре разрешалось использование разговорных слов и общепринятых выражений.

Таким образом, в литературе «порядок навел» Михаил Ломоносов. Произведения, которые помогли в этом, называются «Российская грамматика», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке».

Ломоносов – замечательный поэт

Произведения Ломоносова затрагивают и поэтическую натуру этого прекрасного человека. Он очень емко, ярко, иногда хлестко отображал суть дела. Если хвалил («Ода на день восшествия (…) Елизаветы», «Ода на взятие Хотина», «Ода в праздник рождения Иоанна Третьего»), то, безусловно, высоко, пафосно, с гордостью за дела великие. Если высмеивал («Жениться хорошо, да много и досады…», «Гимн бороде»), то жестко, будто хлыстом ударял. Да, и в самом деле обидно было за державу, что в стране духовенство управляет людьми бесчинно, жадно, бестолково.

ломоносов произведения список

Произведения Ломоносова (стихи, басни) тоже хорошо были известны читателю своими лаконичными, яркими образами: «О страх! о ужас! гром! ты дернул за штаны…», «Свинья в лисьей коже», «Случились вместе два Астронома в пиру…». А о том, что эти стихи актуальны и по сей день, и говорить не приходится.

Сатирические труды литератора

До Ломоносова в литературе чаще обращались к портретному, конкретному отображению человека в стихах, банях, одах. А вот поэт обобщал сразу слой общества, которому была присуща какая-либо характерная черта, выставлял ее на обозрение и потеху читателю. И такие произведения, как «Послушайте, прошу, что старому случилось…», «Искусные певцы всегда в напевах тщатся…», «Мышь некогда, любя святыню…», «Услышали мухи…» и множество других сатирических стихов и басен являются тому подтверждением.

Научные труды Ломоносова

Прекрасный химик, увлеченный математикой и физикой, Ломоносов имеет написанные работы и в этой области. Он писал, что «математика ум в порядок приводит», а химия и физика без математики – пустой звук. Написав свою работу «Слово о пользе химии», он четко указывал, что химию нужно воспринимать не как искусство (такое отношение к химии было во времена ученого), а как науку.

какие произведения ломоносова

Сколь замечательны произведения Ломоносова по истории. Это великие и очень успешные труды. Сам Михаил Васильевич считал, что Россия пережила шесть этапов в становлении и развитии государства. Он первым выдвинул теорию о славяно-чудском происхождении Руси. Первоначально с этим доводом не соглашались, но позже решили, что предположение имеет право быть. В своей работе «Древняя Российская история» Ломоносов как раз об этом пишет. Этот труд стал известен не только в России, но и был принят в европейских странах. И опять стоит отметить, что труд оказался пророческим и актуальным по сей день.

Ломоносов преуспел и в педагогике

Многие друзья и соотечественники говорили о том, что Ломоносов очень чутко, трепетно относился к людям. Не мог он пройти мимо педагогического воспитания, особенно воспитания молодежи. Тем более академик некоторое время работал педагогом. Образование должно быть доступным для всех уровней и слоев общества, считал Ломоносов. Известные произведения по этой тематике имеют названия: «О воспитании и образовании», «Проект регламента Московских гимназий».

Экономические труды Ломоносова

Ученый радел о развитии России. Он был настоящим сыном и патриотом своей страны. Никак не обойти тему экономики в таком случае. Для быстрого роста благосостояния в государстве необходимо развивать промышленность, металлургию в частности, считал Ломоносов. Произведения (список) в этой области есть следующие:

• «Об исправлении и размножении ремесленных дел и художеств».
  • «О размножении и сохранении российского народа».
  • «О лучшей государственной экономии».
  • «Об исправлении земледелия».
  • «О сохранении военного искусства во время долговременного мира».
  • «О лучших пользах купечества».

михаил ломоносов произведения

Сельскохозяйственные вопросы, вопросы увеличения численности населения, интерес к мореходству тоже отражен в этих трудах.

Интересные факты, открытые Ломоносовым

Некоторые труды Ломоносовым не были закончены, но из них мы почерпнули необыкновенные факты, до которых додумался, открыл великий ученый:

• найдены чертежи академика, которые являются прообразом настоящих вертолетов; эти труды Ломоносов самостоятельно разрабатывал, не касаясь и не зная о трудах да Винчи; схемы были обнаружены после смерти русского практика;
  • ученый при помощи математических расчетов определил, что вокруг планеты Венера существует атмосфера; даже астрономы, современники Ломоносова, не смогли этого определить, а русский физик и химик сумел это сделать;
  • «ночезрительная» труба – прообраз современного телескопа, позволяющая наблюдать далекие небесные тела в темное время суток – тоже разработка Михаила Васильевича.

сатирическое произведение ломоносова

Недаром труды Ломоносова популярны и сейчас. Это дань уважения и признания велика этому известному академику. Он действительно очень многое сделал для российской науки и культуры, общества, России в целом. Памятники Ломоносову расположены в Архангельске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, на Воробьевых горах, в Краснодаре, в Харькове (Украина), Марбурге (Германия). В честь ученого названы улицы и площади, библиотеки, школы, вузы и другие заведения. Один из престижных вузов Москвы, например, носит имя Михаила Васильевича.