Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

0
0

За знаменитым пейзажем, который является самой настоящей одой русской весне, кроется удивительная и трагическая история автора - Алексея Кондратьевича Саврасова, художника, с детства вкладывавшего душу в живопись, а позже и в преподавание. Благодаря тому, как тонко он чувствует природу и с какой любовью пишет пейзажи своей родины, картина «Грачи прилетели» Саврасова полюбилась и ценилась как коллегами-художниками, так и простым зрителем еще при жизни мастера и многие годы после его смерти.

Краткая биография автора

Алексей Кондратьевич Саврасов был рожден в 1830 году в семье московского купца. Интерес к изобразительному искусству зародился в художнике с детства, и уже в 12 лет он копировал романтические пейзажи разных мастеров. Против воли отца окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а позже получил звание академика Совета Академии Художеств.

Алексей Кондратьевич Саврасов

Детское увлечение А. К. Саврасова романтизмом прослеживалось в его ранних работах, но со временем он стал отдавать предпочтение реалистическому жанру. Также знаменитый русский пейзажист занимался преподаванием. Особенность его педагогической деятельности - акцент на пленерах и рисовании на природе, так как именно благодаря натурному изучению можно добиться мастерства в рисовании пейзажей, понять природу и прочувствовать ее.

Признание

Живописец получил признание еще при жизни - он стал одним из основателей Товарищества художников-передвижников, его творчество ценилось. Уже во время обучения он сам зарабатывал средства на жизнь продажей своих работ, а позже ему выделили квартиру без платы за аренду. В 1871 году зритель впервые увидел «Грачи прилетели» Саврасова на первой выставке передвижников. Картина была хорошо принята публикой и коллегами художника.

Путь к бездне

Однако, несмотря на творческие и карьерные успехи, судьба Саврасова сложилась трагически, и под конец жизни его одолели болезни, беды и нищета. Сначала жену художника, Софью Карловну, выгоняют из служебной квартиры. И без того недовольная финансовым положением мужа, она забирает детей и уезжает из Москвы в Петербург к родственнице.

Московское Училище живописи, ваяния и зодчества

Подавленный бедностью и одиночеством Саврасов начинает пить и болеть, в 1880-х его увольняют из училища за прогулы и недостаточное количество учеников, а после отбирают квартиру. Ему приходилось перебиваться случайными заработками: он писал картины за бесценок и копии своих и чужих работ, иногда прибегал к помощи бывших коллег и просил милостыню на крыльце того самого Училища живописи, ваяния и зодчества.

Позже дела художника стали немного лучше: он женился второй раз, перестал пить, но подорванное здоровье уже было не вернуть, и в 1897 году 67-летний художник скончался в больнице для бедных.

Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины

За свою жизнь художник написал 154 работы. Апогеем творчества и самой известной из них является картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Она была написана 1871 году под Костромой, в селе Молвитино, в котором изображенная церковь Вознесения Христова стоит и по сей день. Несмотря на то что она стоит вдали и не прописана гиперреалистично, она все равно читается, и по ней узнаваемо само село, даже спустя десятилетия, когда многое там выглядит совсем не так, как в 19-м веке.

Село Молвитино (ныне Сусанино)

Полотно «Грачи прилетели» Саврасов начал придумывать в Ярославле, основная часть была написана из окна второго этажа в селе Молвитино под Костромой, а финальные штрихи вносились в Москве. За счет высокой точки обзора пейзаж изображен как бы сверху. Такое положение позволило более подробно показать птиц и их гнезда, чем это было бы возможно с земли. Сами грачи находятся недостаточно близко к зрителю, но, благодаря точному изображению их гнезд и грамотной передаче характера, они все равно узнаются.

гнезда грачей

Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки. Кроме того, что изображено, имеет значение то, как это сделано. В картине главенствует голубой цвет и охра золотистая, что создает ощущение высокого неба, свежего воздуха, пространства, а также тепла, света, жизни, пробуждения природы от долгой русской зимы. При взгляде на этот пейзаж чувствуется, как пригревает мартовское солнце, как журчит оттаявшая река, как хлопочут первые весенние птицы. Через этот простой вид неприметного русского села живописец воспевает русскую весну - простую и этим прекрасную.

Грандиозный успех картины

Ту любовь, то чувство, душевность, которые художник вложил в картину, ощущал любой, кто видел ее. В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи - лирическому пейзажу. Именно эта формулировка как нельзя лучше описывает этот шедевр русской живописи второй половины 19-го века. Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника. Меценат и коллекционер Павел Михайлович Третьяков забрал в свою знаменитую галерею картину Саврасова «Грачи прилетели» в тот же самый день, когда она была впервые презентована на выставке, по сей день известный пейзаж находится там.