Морис Равель "Болеро": история создания

Жозеф Морис Равель (1875-1937) – это один из французских композиторов, который вместе с Дебюсси являлся ведущим представителем такого музыкального направления, как импрессионизм. Он окончил консерваторию в Париже по классу фортепиано. Несмотря на то что в багаже этого композитора есть и сюиты, и оперы, самое известное произведение Равеля – «Болеро», история которого и будет представлена сегодня.

Гипнотическое воздействие

Фрагмент Балета

«Болеро» Мориса Равеля является оркестровым произведением, которое изначально было задумано как музыка для балета. Оно было навеяно народным испанским танцем с одноименным названием. Эта музыка была написана и впервые исполнена в 1928 году. Произошло это в театре «Гранд-Опера» в Париже. 22 ноября там состоялся антрепризный вечер балерины Иды Рубинштейн. Тогда дирижировал оркестром В. Страрам.

Как писал музыковед А. Майкапар, «Болеро» Равеля приобрело необычайную популярность по причине того, что оно оказывало на публику гипнотическое воздействие. А происходило это из-за того, что в произведении имеется неизменная ритмическая фигура, повторяющаяся множество раз. На ее фоне также проводятся не единожды две темы, при помощи которых демонстрируется нарастающее эмоциональное напряжение, и при этом вводится звучание все новых и новых инструментов.

Всего музыка «Болеро» Равеля звучит в продолжение примерно 15 минут. Хотя, если исполнять ее так, как требовал сам композитор (без ускорения, в одинаковом темпе), она может длиться до 18 минут.

Заказ партитуры

Морис Равель

Как уже было сказано выше, рассматриваемое нами музыкальное произведение было написано в 1928 году. Тогда композитор возвратился из североамериканского турне. Партитуру, предназначавшуюся для воплощения в хореографии, заказала ему Ида Рубинштейн.

М. Равель дружил с композитором Х. Нином, которому первому рассказал о том, что танцовщица предложила сделать для нее инструментовку нескольких пьес, автором которых был И. Альбенис. Он был композитором, принадлежавшим к основоположникам национальной испанской музыкальной школы.

Новая идея

Однако Нин располагал сведениями о том, что этой работой занят дирижер Э. Арбос, который даже уже получил разрешение от издателей. Узнав это, Равель отправился в Париж для обсуждения этого вопроса с Идой, в процессе которого и появилась совместная идея, создать совершенно новое произведение для балета.

Через несколько недель Равель рассказал Нину о работе над партитурой, заметив, что в ней в собственном смысле этого слова нет формы, а также отсутствует развитие и почти нет модуляций.

Название балету дал популярный испанский танец, имевший умеренно быстрый темп и трехдольный размер. Как правило, он исполнялся под аккомпанемент кастаньет.

О своем «Болеро» Равель писал следующее. Он говорил, что сочинил его для оркестра по просьбе г-жи Рубинштейн. Это танец, исполняемый в умеренном темпе, являющийся совершенно неизменным и в мелодическом, и гармоническом, и ритмическом плане. При этом барабан в обязательном порядке непрерывно отбивает ритм. Оркестровое крещендо – вот единственный элемент, которым вносится разнообразие.

Первое исполнение

Ида Рубинштейн

Как уже указывалось выше, первое исполнение «Болеро» М. Равеля было осуществлено во время выступления Рубинштейн в парижском «Гранд-Опера» в постановке Б. Нижинской. В главной роли была сама Ида, на которой были туфли на каблуках. Она напоминала мечущегося в клетке зверя - самоуверенная, гордая и неутомимая.

Все ее движения были с характерным испанским колоритом, имитировали народный танец и стиль фламенко. А танец, который исполнялся на столе, а также с кинжалами вступали в своеобразную перекличку с балетом «Дон Кихот» в постановке М. Петипа. Хореография в целом склонялась к минималистичности. Декорации к спектаклю были выполнены А. Бенуа.

Другие версии

Бронислава Нижинская

В последующие годы «Болеро» Равеля звучало и в других постановках балета. Вот некоторые из них:

  • 1932 год. Возобновлена постановка Нижинской в «Опера Комик».
  • Сезон 1934-35 гг. Новая версия, созданная для труппы И. Рубинштейн, поставлена М. Фокиным., была показана в «Гранд-Опера».
  • 1941 год. В том же театре балет прошел в хореографии С. Лифаря. А также «Болеро» Б. Нижинской было включено в репертуар Русского балета, выступавшего в Монте-Карло. Сольная партия – А. Данилова.
  • 1950-е. Исполнение в Балете маркиза де Куэваса.
  • 1995 г. Восстановила балет в США Н. Юшкевич по просьбе Ирины, дочери Нижинской.
  • 1999 г. Постановка Юшкевич в миланском «Ла Скала» в честь вечера памяти И. Рубинштейн.
  • 2007 год. Перенесение А. Лиепой по видеозаписи постановки для исполнителей Кремлевского балета. В главной роли – И. Лиепа. Н. Раец – внучка Нижинской, присутствовала на премьере.

Оркестровое произведение

Афиша балета

Для Равеля «Болеро» - это второе (после «Испанской рапсодии») произведение для оркестра на испанскую тему. Взаимное расположение отдельных частей и строгая последовательность, наблюдающаяся в развитии основной темы, позволили отразить танцевальную стихию, характерную для испанской музыки.

«Болеро» очень быстро стало составляющей репертуара самых крупных мировых дирижеров как развернутая оркестровая пьеса. Нужно отметить, что автор настаивал на том, чтобы она исполнялась как без ускорений, так и без замедлений.

Ученик и исследователь творчества М. Равеля Ролан-Манюэль вспоминал, что композитор дирижировал произведение сухими жестами, в строго выдержанном, очень умеренном темпе.

Одно из первых исполнений «Болеро» посетил выдающийся русский и советский композитор С. Прокофьев, который также отмечал медленный темп дирижирования, назвав его невозмутимым. В 1930 году это произведение в первый раз прозвучало в СССР. В свой репертуар «Болеро» Равеля включила А. Павлова, знаменитая русская балерина.