Роу Александр Артурович, режиссер: биография, семья, фильмография

Александр Роу – главный сказочник СССР. За свою жизнь этот талантливый человек успел создать 14 фильмов для юных зрителей. «Василиса Прекрасная», «Морозка», «По щучьему велению», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и… медные трубы». Сказки Александра Артуровича влюбляют в себя не только детей, но и их родителей. Какова же его история?

Александр Роу: биография, семья

Герой этой статьи появился на свет в Ивановской губернии, произошло это в марте 1906 года. Александр Роу происходит из семьи, не имевшей отношения к миру драматического искусства. Его отец – ирландский инженер Артур Роу, работавший в России по контракту. Мать – гречанка Юлия Карагеоргий. Детство Александра едва ли можно назвать безоблачным. Мальчику исполнилось восемь лет, когда его отец бросил семью. Артур Роу отбыл в родную страну, а его жена и сын остались в России.

Александр Роу в детстве

Мать Александра страдала от тяжелой болезни, поэтому на его плечи рано легла забота о пропитании. Мальчик начал работать в возрасте десяти лет. Он торговал мелкой кустарной галантереей.

Первые успехи

После окончания семилетней школы Александр Роу продолжил образование в промышленно-экономическом техникуме. В 1921 году он устроился работать в театр «Синяя блуза». Затем юноша поступил в киношколу имени Б. В. Чайковского, успешно окончил ее в 1930 году. Далее он получил диплом Драматического техникума имени М. Н. Ермоловой.

Александр Роу в молодости

В 1930 году молодой человек стал сотрудником киностудии «Межрабпомфильм». В качестве ассистента режиссера он участвовал в создании ряда известных картин Якова Протазанова, таких как «Бесприданница», «Марионетки», «Праздник святого Иоргена». Успешно он сотрудничал и с другими режиссерами. Конечно же, однажды Александр понял, что хочет снимать свое кино.

Режиссерский дебют

В 1937 году Александр Роу стал режиссером киностудии «Союздетфильм». Уже в следующем году он приступил к осуществлению своей мечты – съемкам собственной картины. Дебютным фильмом Роу стала сказка «По щучьему велению».

Чем была интересна эта лента? «По щучьему велению» - первая советская сказка, где чудеса творили живые актеры, а не нарисованные персонажи. Сюжет картины был позаимствован из одноименной пьесы Е. Тараховской. В этой ленте дебютировал Георгий Милляр, блестяще сыгравший царя Гороха. Гуси, шагающие задом наперед, самоходная печь – режиссерские находки покорили сердца не только детей, но и взрослых.

Картины 30-40-х

Свой второй фильм режиссер Александр Роу представил на зрительский суд уже в 1939 году. Это была одна из самых его знаменитых сказок – «Василиса Прекрасная». История начинается с того, что отец решает женить своих трех сыновей. Братья выходят в поле и пускают в разные стороны стрелы. Стрела младшего сына попадает на болото к лягушке-квакушке, с чего и начинается все самое интересное.

сказка "Василиса Прекрасная" Александра Роу

В 1941 году свет увидела третья сказка мэтра – «Конек-Горбунок». Сюжет этого великолепного детского фильма позаимствован из знаменитого произведения П. Ершова. Однажды царь решает жениться на девушке, о красоте которой ходят легенды. Привезти ему красавицу он поручает Иванушке, крестьянскому сыну. Не сносить юноше головы, если он вернется без царевой невесты. К счастью, на помощь ему приходит Конек-Горбунок.

Фильм «Кащей Бессмертный» снимался в непростых условиях военного времени. Съемочная группа работала в Таджикистане и Алтайском крае. В сказке присутствуют кадры, где горит пшеничное поле. Александру пришлось обращаться за разрешением в Совнарком для того, чтобы снять такую сцену. Образ Кащея воплотил Георгий Милляр, один из любимых актеров Роу. Этот человек только оправился от болезни, был бледным и худым. Стоит ли говорить о том, что он легко вжился в роль. Премьера картины состоялась в мае 1945 года. Многие восприняли сказку как метафору завершившейся войны.

Ленты 50-х

Из биографии Александра Роу следует, что после выхода «Кащея Бессмертного» он на какое-то время перестал снимать сказки. От режиссера ждали более серьезных работ, и он попытался эти ожидания оправдать. В 1952 году на зрительский суд была представлена картина «Майская ночь, или Утопленница». Сюжет мистической ленты был позаимствован из одноименной повести Н. В. Гоголя. Фильм рассказывает историю сына сельского главы. Юноша влюблен в простую казачку, однако упрямый отец не дает своего согласия на венчание. Однажды на помощь страдальцу приходит «нечистая сила».

В 1954 году Роу выпустил приключенческую ленту «Тайна горного озера», которая не имела особого успеха у зрителей. Такая же судьба ждала его семейную комедию «Драгоценный подарок», вышедшую в 1956 году.

"Новые похождения Кота в сапогах" (1958)

В 1958-м наконец-то вновь взялся снимать сказки Александр Роу. Он представил на зрительский суд картину «Новые похождения Кота в сапогах». Сюжет ленты был позаимствован из двух известных произведений. Это «Кот в сапогах» Шарля Перро и «Любовь к трем апельсинам» Карло Гоцци.

Первая половина 60-х

В 60-х годах сказки Александра Роу пользовались все такой же популярностью. Режиссер снял картину «Марья-искусница» по сценарию Евгения Шварца. Интересно, что в послевоенное время мэтру было строжайше запрещено снимать сказку «Царь Водокрут» по сценарию этого автора. Однако настойчивый маэстро от своей идеи не отказался. В картине «Марья-искусница» нашлось место злому царю, который похитил красавицу. Георгий Милляр в этой ленте необычайно хорош в образе Квака.

Александр Роу на съемочной площадке

В этом же году свет увидела сказка «Хрустальный башмачок» по либретто Н. Волкова. А уже в 1963 году Александр представил на суд общественности фильм «Королевство кривых зеркал». Сюжет картины взят из одноименного произведения Виталия Губарева. Милая, временами чересчур назидательная сказка стала советской версией зазеркалья.

Легендарный фильм

Пожалуй, главное достижение талантливого режиссера – сказка «Морозко». Александр Роу снял эту картину в 1964 году, но она до сих пор пользуется неизменной популярностью у зрителей разных возрастов. Многие иностранные режиссеры, в том числе Стивен Спилберг, отметили огромное влияние «Морозко» на мировой кинематограф.

сказка "Морозко" Александра Роу

Именно благодаря этому фильму приобрели известность актрисы Инна Чурикова и Наталья Седых. Последнюю Александр Артурович нашел в балетной школе.

Вторая половина 60-х

Какие фильмы Александра Роу вышли в этот период? В 1967 году талантливый режиссер завершил работу над картиной «Огонь, вода и… медные трубы». Главный герой отправляется в лес, чтобы жечь уголь. На полянке он встречает милую девушку, которая пасет козленка, влюбляется в нее с первого взгляда. На глазах у парня девушку крадут слуги Кащея Бессмертного. Конечно же, он тут же отправляется на ее поиски. Ради любимой он готов пройти сквозь огонь и воду, однако труднее всего, оказывается, устоять перед сверкающими медными трубами, сиянием славы.

Чиновникам картина Роу по душе не пришлась. Они сочли, что сатира является слишком острой. Критики обвиняли мэтра в чрезмерном гротеске. Также Александра упрекали в обилии современных сцен, которые не являются типичными для старых народных сказок.

Последние картины

Какие еще фильмы Александра Роу нельзя оставить без внимания? В 1970 году на суд общественности была представлена сказка «Варвара-краса, длинная коса». Даже современные зрители не смогут остаться равнодушными к этой волшебной истории с недетским юмором.

Последний фильм Роу вышел в 1972 году. Это была сказка «Золотые рога».

Роу и его команда

Роу Александр Артурович настороженно относился к новым людям. Ему было нелегко принять в коллектив того или иного человека. Еще с начала работы у режиссера появилась команда, с которой он предпочитал сотрудничать. Плодотворный союз у него получился и со многими актерами.

Лучший друг Роу – Георгий Милляр. Этот человек засветился почти во всех сказках мэтра. В некоторых фильмах Александр Артурович поручал ему ни одну, а две или три роли. Нельзя не упомянуть и о том, что никто не смог лучше Милляра сыграть Бабу-Ягу. Роль сказочной злодейки Георгий выпросил у режиссера сам. Он мотивировал свое желание сыграть женскую роль тем, что ни одна дама не позволит так себя изуродовать.

Плодотворный союз сложился у режиссера и с Инной Чуриковой. Именно эта женщина воплотила образ знаменитой Марфушечки-душечки в «Морозко». Во время съемок Инна совсем не капризничала. Однажды она покорно съела в кадре луковицу, когда для ее героини не смогли найти яблока, которое она должна была с аппетитом жевать.

Любовь, семья

Как сложилась личная жизнь Александра Роу? Первой супругой режиссера стала актриса Елена Савицкая. К несчастью, две яркие личности не смогли ужиться. Брак вскоре распался.

Со своей второй женой Ириной Зарубиной Роу познакомился во время работы над «Василисой Прекрасной». Какое-то время он ухаживал за ней, затем сделал предложение и она его приняла. В 1940 году жена подарила Александру Артуровичу дочь. Девочку назвали Татьяной. Больше супруги заводить детей не стали, причины такого решения остались за кадром.

Что еще можно рассказать об этом талантливом человеке, слишком рано ушедшем из жизни? Александр Артурович никогда не был домоседом, его нелегко было застать в четырех стенах. Легкий на подъем Роу обожал путешествовать, к счастью, работа позволяла ему удовлетворять свою страсть.

Смерть

Александра Роу не стало 28 декабря 1973 года. Талантливый режиссер скончался в Москве, перед этим он долго болел. За пять дней до своей смерти Александр Артурович попросил организовать прощание с ним на студии. Оркестр должен был исполнять сюиту из комической оперы «Корневильские колокола», когда его будут выносить. Лев Потемкин, близкий друг Роу, в точности исполнил его указания. Талантливого режиссера похоронили на Бабушкинском кладбище. Ему было всего 67 лет.

талантливый режиссер Александр Роу

Александр Артурович успел осуществить не все свои задумки. Он мечтал снять картину «Финист – Ясный Сокол» по одноименному произведению Николая Шестакова. К несчастью, болезнь помешала ему довести начатую работу до конца. Фильм «Финист – Ясный сокол» в итоге представил на зрительский суд Геннадий Васильев.