Горелка мультитопливная: обзор моделей, отзывы

На природе часто бывает такое, что вокруг нет ничего, чтобы развести открытый огонь. Если знать о такой ситуации заранее, то можно запастись спасительной вещью. Многие любители путешествий так или иначе сталкивались с таким устройством, как мультитопливная горелка, особенно зимой, когда развести открытый огонь составляет довольно сложную задачу, почти невыполнимую. В данной статье пойдет речь о некоторых видах этого незаменимого гаджета, а также отзывах.

Подробный обзор мультитопливной горелки примус

Полный комплект примуса

Итак. Первое, о чем пойдет речь, - это мультитопливная горелка Primus. Ее конструкцию рассмотрим на примере советской модели "Шмель 1". Это один из самых надежных и простых агрегатов, как автомат Калашникова среди оружия. Каждый сможет собрать и разобрать в полевых условиях.

Основание корпуса примуса, который также является довольно вместительным котелком с ручкой, выполнен из металла, как и все детали. В алюминиевом котелке стоит сам примус, а также универсальный ключ, которым можно почти полностью разобрать горелку.

При рассмотрении рабочей части выделяются:

  • поршень для нагнетания давления;
  • ветрозащита, которая представляет собой цилиндр-решетку, надеваемую на конфорку;
  • собственно, сама конфорка и три подставки под котелок. Они нужны, чтобы нагреваемая поверхность посуды не стояла на конфорке и не закрывала ее.

На первый взгляд кажется, что это просто не самый удачный вариант плиты, но на самом деле, это очень сложная вещь, к которой нужен особый подход. И если знать, как с ней работать, горелка прослужит долгие годы и будет согревать еду не одному поколению путешественников. Разумеется, есть новые модели горелок типа примус, но олимпийская модель "Шмель 1" — самая удобная и наглядная. Если вы разберетесь с ней, то любая другая поддастся с легкостью.

Подготовка примуса к розжигу

Самые большие споры вызывает правильное разжигание примуса. Многие видеоинструкции на соответствующих хостингах предоставляют не совсем верную информацию об этом процессе. Так как же надо разжигать Primus? Давайте разберемся:

  • Первым делом снимаем ветрозащиту, которая нам пока не нужна.
  • Далее заправляем бак, например, керосином. Это самый частый вид топлива в наших условиях, его можно взять с собой и не бояться, что бак потратится быстро.
  • После заправки подкачиваем с помощью ручного насоса или при подходящем ниппеле, механическим. Ручным насосом Шмель подкачивается около 20-30 раз.
  • Далее необходимо снять конфорку и нагнетатель огня, который находится под ней, но это можно делать и сначала, так как они бы не помешали накачке.

Первая ошибка, которую допускают многие, - сразу открывают вентиль. Он открывается сбоку, около чаши есть выступ, к которому подходит универсальный ключ. Но если выкрутить сразу, то будет идти не керосиновый газ с воздухом от испарения, а просто тонкая струйка самого жидкого керосина. Согласитесь, если вам холодно, а этот потенциальный источник тепла тратит последние запасы керосина в воздух, будет очень обидно.

Первым делом необходимо открыть другой вентиль, чтобы наполнить чашу, которая находится, по сути, на баке, керосином. Это надо, чтобы сперва прогреть баллон и верхнюю часть. Если мороз очень сильный, можно потратить даже 2 чашки керосина на прогрев. За потери тепла можно не переживать, ведь огонь будет и можно начинать радоваться теплу.

Для прогрева надо просто поджечь керосин в чаше. Также для данного процесса подходит сухой спирт. Есть еще вариант: утеплять сам баллон негорючими материалами, чтобы, если из чаши текло топливо (что очень плохо на самом деле, знающие люди говорят в таком случае, что примус превратился в чертика), сам утеплитель не горел.

Примус в разобранном состоянии

Разжигание примуса

Далее поворотом вентиля примерно на сорок пять градусов открываем поток газовоздушной смеси, которая уже находится в баллоне под давлением, и поджигаем ее. В это время идет прочистка системы газоподачи, всех клапанов. Дальнейшим поворотом усиливаем подачу топлива, целью является избавление от желтого цвета пламени и его биения. Поступление керосина должно происходить без этого колеблющегося и яркого огня.

Желтый цвет означает, что система подачи газа прогрета недостаточно хорошо. Огонь должен быть заметен только у основания и обязан быть голубого цвета. Данные признаки означают, что расход минимален, все пары выгорают и его можно использовать даже в закрытых помещениях, палатках и так далее. При необходимости можно нацепить ветрозащиту. Универсальный источник тепла и горячей пищи готов. Можно ставить на подставки котелок из комплекта или любую другую металлическую посуду для приготовления пищи.

Горелка мультитопливная "Следопыт"

Горелка Следопыт

Данная горелка проще в обращении, более новая, но менее универсальная. Она состоит из бака с ручным насосом, которым около десяти раз нагнетаем воздух в баллон, и плитки, которые соединены между собой гибким шлангом. Таким образом, он состоит из двух отдельных частей.

После накачки воздуха, аналогично предыдущему варианту, рукояткой подачи топлива наливаем в конфорку немного жидкого топлива и поджигаем его. Ближе к концу выгорания бензина снова открываем рукоятку подачи топлива, и "Следопыт" переходит в режим, когда горят именно пары горючего, а не сама жидкая фаза. Теперь можно ставить на подставки.

Данное устройство горелки позволяет прикрутить вместо баллона с бензином (любым жидким топливом) газовый баллон. Тогда устройство просто будет работать на нем также эффективно.

Характеристики "Следопыта"

Мощность горелки плиты:

  • На газовом топливе — 3,5 киловатт.
  • На жидком топливе — 4,0 киловатт.

Расход топлива:

  • На газовом топливе — 145 грамм в час.
  • На жидком топливе — 280 грамм в час.

Горелка "Ковея"

Горелка Ковея

Мультитопливная горелка Kovea Booster +1 также состоит из конфорки с чашей, бака с топливом, в который вкручивается ручной насос. Как и примус, подкачиваем рукой примерно двадцать раз, при этом все время использования баллон должен лежать. Принцип зажигания близок к "Следопыту", то есть открываем вентиль подачи топлива на пару секунд, заполняя чашу, поджигаем бензин в ней, ждем около минуты, пока не прогреется узел подачи топлива и чаша, которая работает как испаритель.

Также при желании можно подсоединить газовый баллон, но при наличии переходника, потому что обычный клапан не подходит к шлангу. Но чашу надо разогреть обязательно, например, тем же сухим спиртом или иметь при себе необходимое количество бензина.

Характеристики Kovea Booster +1

Накачка бака

Мощность горелки плиты:

  • На газовом топливе — 2,09 киловатт.
  • На жидком топливе — 3,55 киловатт.

Расход топлива:

  • На газовом топливе — 152 грамм в час.
  • На жидком топливе — 274 грамм в час.

"Зубр"

Горелка Зубр

Как и две предыдущие модели, мультитопливная горелка "Зубр" представляет собой баллон с топливом, конфорку с чашей для подогрева и ножками-подставками. Абсолютно аналогично необходимо вкрутить насос в баллон, открыть вентиль на нем на пару секунд, запуская бензин в чашку горелки. Далее его надо поджечь и подождать одну-две минуты, пока не прогреется вся рабочая система. Когда огонь будет начинать гаснуть, открываем снова вентиль, а специальная система в конфорке превращает его в горючие пары, которые и горят.

На сайте изготовителя указаны характеристики только для жидкого топлива. По этим данным мощность горелки составляет 2850 Ватт, а емкость для топлива 450 миллилитров.

Общие сведения и отзывы

Конфорка с универсальным шлангом

Три последние, судя по отзывам, мультитопливные горелки похожи между собой и имеют ряд одинаковых свойств:

  • Во-первых, потребители отмечают, что они все поставляются в чемоданах небольшого размера в комплекте именно с бензиновым баком. Если есть желание или необходимость в использовании газа, баллон докупается специальный, а также стоит иметь сухой спирт для розжига и чаши подогрева.
  • Во-вторых, особенность выключения горелок. Когда рычаг подачи выставляется в начальное положение, бензин или газ в гибком шланге все еще остается. Следовательно, необходимо подождать, когда все содержимое догорит. Так как топливо под давлением, в рабочих частях его больше не будет.

Безусловно, горелки нужны путешественникам, охотникам, рыболовам. Также их используют те, чье местонахождение так или иначе связано с неудобством приготовления пищи. Все, кто правильно использует горелки и вовремя их прочищает от нагара, довольны приобретением. Главное - помнить, что от этой вещи может зависеть жизнь человека, а на этом экономить нельзя.

Также, если есть выбор: купить мультитопливную горелку в магазине или заказать на официальном ресурсе производителя, то лучше всего выбирать именно второй вариант. Так вы уменьшите вероятность купить некачественную подделку или бывший в употреблении инвентарь. Особенно это актуально к примусам любых моделей, потому что их можно найти почти в каждом хозяйственном магазине.