Exit Poll: описание процедуры, особенности и интересные факты

Опросники, проводящие Exit Poll, – обычно частные компании, работающие в газетах или вещательных корпорациях. Они проводят экзит-поллы, чтобы получить свежие данные о том, как прошли выборы, так как получение окончательного результата может занять несколько часов или даже дней.

Exit poll британских выборов

История

Существуют разные версии относительно того, кто придумал процедуру Exit Poll. Марсель ван Дам – голландский социолог и бывший политик – утверждает, что именно он является изобретателем такого рода опросов, будучи первым, кто начал их проводить во время парламентских выборов в Нидерландах 15 февраля 1967 года. В других источниках говорится, что первым в этом деле был Уоррен Митофски – американский опросник. По заказу CBS News он якобы разработал первый Exit Poll о губернаторских выборах в Кентукки в ноябре того же года (1967). Несмотря на это упоминание о первых выездных опросах относится к 1940-м годам, когда такая процедура проводилась в Денвере, штат Колорадо.

Exit Poll: выборы, опросы и сбор данных

Выездные опросы, как их еще называют, также используются для сбора демографических данных об избирателях и выяснения причин их голосования. Поскольку фактические голоса подаются анонимно, опрос является единственным способом сбора этой информации.

Выездные опросы исторически и во всем мире использовались в качестве проверки и приблизительного показателя степени фальсификации выборов. Самые яркие примеры использования экзит-поллов для этих целей – референдум в Венесуэле и президентские выборы на Украине 2004 года.

Они также используются для определения того, была ли политическая кампания успешной и эффективной или же нет.

Потенциальные избиратели

Распределение голосов может различаться в зависимости от избирательных участков, а также варьируется в разное время суток. В результате один опрос может дать неполную или даже искаженную картину национального голосования. Но иногда опросники попадают прямо в точку: к примеру, Exit Poll выборов в Италии этого года очень точно предугадал победу националистов.

Однако в наше время эти опросы используются прежде всего для расчета колебания избирателей и явки. Специалисты возвращаются на одни и те же избирательные участки одновременно на каждые выборы, и, сравнивая результаты с предыдущими exit-опросами, они могут рассчитать, как распределение голосов изменилось в этом избирательном округе. Затем этот же принцип применяется к другим подобным избирательным округам, позволяя оценить, как изменились тенденции в голосовании граждан.

Exit poll на референдуме

Ошибки

Как и любые опросы общественного мнения, экзит-полы могут часто ошибаться. Известный пример ошибки Exit Poll произошел в 1992 году на всеобщих выборах в Великобритании, когда опрос показал массовое недовольство британцев своим правительством. Фактическое же голосование показало, что правительство Консервативной партии при Джоне Майне по-прежнему занимало твердые позиции. Исследования этой неудачи выявили ряд причин, в том числе дифференциальные коэффициенты отклика – так называемый фактор стеснительных тори, когда некоторые избиратели попросту стеснялись признаваться в том, что поддерживают консерваторов.

Поскольку экзит-поллы требуют информации о предыдущем раскладе голосов избирателей для сравнения колебания в их предпочтениях, они не являются надежными для определения единогласных голосов, таких как референдум о независимости Шотландии или референдум о членстве в ЕС в Великобритании. Кроме того, экзит-поллы не могут охватить людей, голосовавших по почте или с помощью другой формы заочного голосования. Следовательно, они могут быть слепы в отношении специфических колебаний, которые происходят только за счет заочных избирателей. Например, в майском раунде президентских выборов в Австрии в 2016 году экзит-поллы правильно указали на лидерство Норберта Хофера среди тех, кто голосовал на избирательных участках. Однако почтовые голоса (которые составляли около 12% от общего количества) говорили пусть и слегка, но все-таки в пользу его соперника Александра Ван дер Беллена, который в итоге и победил.

Избирательный участок

В различных государствах

В Соединенных Штатах Национальный избирательный пул (NEP), состоящий из ABC, AP, CBS, CNN, FOX News и NBC, проводит совместный опрос по результатам выборов. В 2004 года этот экзит-опрос был проведен социологическим центром NEP Edison Media Research.

В Египте Центр исследований общественного мнения (Baseera) провел в 2014 году два экзит-пола. Были проведены выездной опрос конституционного референдума и выездные опросы избирателей на президентских выборах. Они считаются первыми выходными опросами за всю историю не только в Египте, но и на Ближнем Востоке вообще.

Запрет экзит-поллов в день выборов

В Болгарии, где объявление результатов Exit Poll в день выборов считается незаконным, многие информационные агентства регулярно публикуют «рейтинги» различных, казалось бы, не связанных между собой объектов прямо в дни выборов. Примерами таких рейтингов-эвфемизмов на выборах 2013 года являются составленные «прогнозы погоды», поддельная «туристическая информация», рейтинг популярности несуществующих компьютерных игр, юмористически названная «литература» и даже список самых популярных борделей. Во всех случаях в списках были зашифрованы рейтинги популярности ведущих политиков, каждый из которых был обозначен неким объектом (книгой, игрой, борделем и т. д.). Таким образом ушлые болгарские социологи избегали уголовного преследования за публикацию результатов опросов в день выборов.

 Exit poll в Америке

В ходе всеобщих выборов в Индии в 2014 году возник политический скандал после того, как Избирательная комиссия Индии запретила медиа-организациям показывать результаты Exit Poll до окончательного подсчета голосов. За этим последовал сильный протест со стороны средств массовой информации, в результате которого Избирательная комиссия отозвала свое заявление и подтвердила, что экзит-поллы могут быть показаны в 18:30 12 мая после последнего голосования. Публикация результатов опросов в Италии (Exit Poll Italia) в этом году показала, что, во-первых, публикация результатов подобных опросов в день выборов не сильно влияет на их результат и, во-вторых, современные экзит-поллы не так уж часто ошибаются.

Заключение

В современной социологии и политологии выездные опросы считаются одним и самых эффективных и объективных инструментов прогнозирования политических тенденций. И если первые данные Exit Poll зачастую не слишком точны, то последующие опросы зачастую демонстрируют удивительную четкость и объективность отображаемых результатов.