Антонова Ирина Александровна, доктор искусствоведения: биография, личная жизнь, награды

Ирина Антонова - знаменитый советский и российский искусствовед, считается специалистом по живописи итальянского Возрождения. С 1961 по 2013 год занимала пост директора одного из главных музеев страны - музея изобразительных искусств имени Пушкина. После того как покинула эту должность, является президентом этого музея. Имеет звание заслуженного деятеля искусств, академик, лауреат Государственных премий, полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством".

Ранние годы

Ирина Антонова в молодости

Ирина Антонова родилась в 1922 году. Она появилась на свет в российской столице. С 1929-го на протяжении четырех лет вместе с родителями жила в Германии, когда семья вернулась в Советский Союз, то поселилась на Покровском бульваре.

Ее отец Александр Александрович был революционером, а в мирной жизни обычным электриком, у которого была страсть к стеклопроизводству, что и стало в результате его настоящим призванием. Именно благодаря его работе семья так много времени провела за границей, где он делился своими разработками. Он работал в Институте экспериментального стекла.

В Германии юная Ира в совершенстве освоила немецкий язык, читая в оригинале классиков литературы этой страны.

Мать Ирины Антоновой звали Ида Михайловна. Именно от нее она унаследовала любовь к музыке, так как женщина всю жизнь играла на фортепиано. Она была выпускницей консерватории, прожила более ста лет.

Кстати, отец героини нашей статьи, хоть сам был далек по своей профессии от творчества, обожал театр, даже участвовал в любительских постановках.

Образование и война

Получив среднее образование, Ирина Антонова стала в 1940 году студенткой института философии, истории и литературы, но окончить его не успела из-за того, что началась Великая Отечественная война.

После победы над фашизмом вуз героини нашей статьи объединился с МГУ, так что диплом Антонова получила уже как выпускница Московского государственного университета. После пятого курса она осталась в аспирантуре, начав специализироваться на эпохе Возрождения в Италии.

Получив диплом, она не ограничилась учебой в аспирантуре, а параллельно стала работать в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Великая Отечественная война

Когда началась война, Ирина поступила на курсы медицинских сестер, а весной 1942-го отправилась работать в госпиталь на Красной Пресне в звании младшего сержанта медицинской службы.

В 1945 году ей присвоили звание майора. В этом статусе она собиралась отправиться с командировкой в Германию для вывоза культурных ценностей с целью репарации. Но эта поездка так и не состоялась, в последний момент решено было отправить для выполнения этой ответственной миссии более опытного специалиста. Антонова, которой на тот момент было 23 года, осталась в Москве, чтобы принимать и описывать ценности.

Во главе музея

Директор Пушкинского музея

В феврале 1961 года происходит знаковое событие в биографии Ирины Антоновой, ее назначают директором Пушкинского музея. Ее предыдущей должностью на тот момент был пост старшего научного сотрудника. В новой должности она остается на протяжении более сорока лет.

Директор Пушкинского музея Ирина Антонова - один из самых известных и успешных работников этого учреждения культуры. Она постоянно трудится над развитием и популяризацией музейных площадок и экспозиций, выступает в качестве организатора и инициатора крупнейших международных выставок между Москвой и Берлином, Парижем, Италией. Среди ее заслуг организация на территории нашей страны выставок произведений искусств Тернера, Модильяни, Пикассо.

Западное искусство в массы

Хорошо знавшие ее люди подчеркивали, что музею она уделяла все свое свободное время. Причем работать ей было нелегко - в 60-е годы после короткой оттепели наступил застой во всех сферах жизни, а особенно в культурной. Поэтому директору Пушкинского музея Ирине Антоновой требовалось известное мужество, чтобы организовывать в реакционном Советском Союзе выставки западного искусства, преодолевать бюрократические и цензурные преграды.

Сегодня то, что она начала делать в 60-е годы, считается новаторским и смелым, так как Антоновой удалось привозить в Советский Союз лучших представителей современного западного искусства, которые не укладывались в парадигму министра культуры Фурцевой и политику коммунистической партии. Тем не менее в Пушкинском музее выставляли работы Матисса и Тышлера, звучала музыка Шнитке, Стравинского и Рахманинова.

Именно в это время начали проводиться знаменитые Випперовские чтения, посвященные бывшему научному руководителю музея и ее наставнику Борису Робертовичу Випперу.

Музей преображается

Карьера Ирины Антоновой

Именно при Ирине Александровне Антоновой Пушкинский музей преобразился, превратившись в то учреждение культуры, которое мы знаем сегодня. По ее настоянию была проведена полная реорганизация экспозиций и залов.

В музее постоянно устраивали уникальные выставки, например, когда выставляли в одном зале работу отечественных и зарубежных портретистов. В результате у посетителей появлялась уникальная возможность воочию сравнить труды Ренуара и Серова.

В 1974 году именно Ирина Александровна Антонова настояла на том, чтобы на всеобщее обозрение были выставлены из музейных запасников работы западноевропейских художников из коллекций меценатов Ивана Морозова и Щукина. В конце 70-х годов наметилось активное сотрудничество между Пушкинским музеем и музеем "Метрополитен" из Нью-Йорка.

В 1981 г. организовала фестиваль живописи и музыки под названием "Декабрьские вечера" вместе с известным отечественным композитором Святославом Рихтером. С тех пор он проводится ежегодно, а Антонова остается его бессменным директором.

В годы перестройки и в современной России

Директор Пушкинского музея Антонова

В годы перестройки, согласно биографии Ирины Антоновой, наступили непростые времена, так как в стране была разруха, на культуру деньги выделялись в последнюю очередь. При этом ей удалось вывести Пушкинский музей на принципиально новый уровень. Например, выставку "Москва - Париж" объявили событием века, так как на ней впервые в СССР выставили работы Казимира Малевича, Кандинского и других живописцев, которые были запрещены в Советском Союзе долгие годы.

В 1996 году искусствовед Ирина Антонова оказалась в центре крупного скандала после выставки "Золото Трои", на которой были представлены находки Генриха Шлимана, добытые им в результате археологических раскопок.

Тогда многие западные и даже отечественные представители культуры предъявили ей обвинения в том, что до сих пор замалчивается правда о вывезенном из Германии в 1945 году так называемом золоте Трои. Позднее Советский Союз не раз заявлял, что не имеет никакого отношения к пропаже экспонатов. Теперь же они были изъяты на всеобщее обозрение из музейных запасников. Сама Антонова считала, что это показатель открытости и готовности нового российского правительства к любым переговорам.

Научная деятельность

Антонова - доктор искусствоведения, ее перу принадлежит около ста публикаций, среди которых статьи, каталоги, сценарии для научно-популярных фильмов и телевизионных передач. Несколько лет она преподавала на искусствоведческом отделении Московского государственного университета, а также в институте восточных языков в Париже, институте кинематографии.

Является обладательницей большого количества наград Ирина Антонова. Она полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством", орденов "За благодеяние", Октябрьской революции, Дружбы народов, Трудового Красного знамени.

Героиня нашей статьи - член Российской академии образования, Российской академии художеств, почетный профессор Российского государственного гуманитарного университета, член-корреспондент академии Сан-Фернандо, расположенной в испанской столице.

Конфликт с "Эрмитажем"

Биография Ирины Антоновой

Пост директора Пушкинского музея Антонова покинула в 2013 году. Ей исполнилось 90 лет, но во многом с этой работой она была вынуждена расстаться под давлением.

Все началось, когда в мае Антонову назначили куратором всех государственных музеев России. Вскоре она объявила, что уходит в отставку с этого поста, так как никакого смысла в этом проекте нет, а должность создана искусственно, чтобы сгладить скандал с ее увольнением из Пушкинского музея.

В мае Антонова в очередной раз выступила с инициативой, которую предлагала уже несколько лет назад. По ее мнению, в Москве требовалось воссоздать музей нового западного искусства, который ранее был уничтожен еще Иосифом Сталиным. Для этого, по ее проекту, требовалось, чтобы Государственный музей изобразительных искусств и "Эрмитаж" передали новой музейной площадке лучшие части своих коллекций - творения импрессионистов. Директор "Эрмитажа" Михаил Пиотровский высказался категорически против этого предложения, конфликт и настоящий скандал разгорелись в музейном сообществе. После того как ситуация начала выходить из-под контроля, министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский начал откровенно торопить Антонову с отставкой.

Увольнение

Масла в огонь подлила сама героиня нашей статьи, которая в интервью газете "Известия" упрекнула экс-министров экономического развития Набиуллину и культуры Авдеева в том, что они провалили поручение президента о реконструкции Пушкинского музея и создании на его территории музейного города. Оба чиновника на тот момент входили в состав членов попечительского совета ГМИИ.

Антонова была освобождена от должности директора в июле 2013 года. Ранее она объявила, что смирилась с уходом, сама выбрала себе преемницу. Ею стала арт-директор выставочного объединения "Манеж" Марина Лошак. Однако позже призналась, что в действительности предлагала на свое место культурологов из РГГУ и МГУ, но никого из них не утвердили в министерстве культуры. Из тех, кого предлагало само ведомство, наиболее приемлемой оказалась именно Лошак.

Антонова ушла в отставку, пробыв на посту директора Пушкинского музея 52 года. Она заняла пост президента ГМИИ.

Участие в телепроектах

Фото Ирины Антоновой

Героиня нашей статьи всегда была медийной личностью. В частности, регулярно принимала участие в телепроектах Ирина Антонова. На канале "Культура" до сих пор выходит ее авторская программа "Пятое измерение". В ней она рассказывает об истории мировой культуры, делая акцент на малоизвестных эпизодах, о взаимосвязи между которыми зрители часто не догадываются.

Также она выступила в роли рассказчика в документальном фильме "Глаз Божий" Леонида Парфенова, который был снят к 100-летнему юбилею Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Семья

Муж героини нашей статьи - искусствовед Евсей Иосифович Ротенберг. Он был на два года ее старше. На протяжении длительного времени Евсей Иосифович Ротенберг трудился в Государственном институте искусствознания, был заведующим сектором классического искусства. Считался крупным специалистом по Западной Европе.

В 2011 году он умер в возрасте 91 года.

В 1954 году у супружеской пары родился единственный сын, которого назвали Борисом. С детства он отличался незаурядными талантами, играл большую роль в личной жизни Ирины Антоновой. В 7-летнем возрасте он серьезно заболел. Как признается сама героиня нашей статьи, после этого все неурядицы и проблемы на работе стали ей казаться истинными пустяками.

Лечение и консультации лучших специалистов не помогали. Борис оказался в инвалидном кресле, в котором остается до сих пор.

Взгляды и увлечения

Искусствовед Ирина Антонова

Антонова на протяжении всей своей жизни придерживалась левых политических взглядов, сегодня остается сторонницей социализма. Она не раз заявляла, что считает эту систему единственно верной, но признает, что сама она себя не оправдала на практике.

В современном обществе она постоянно критикует олигархов, при этом симпатизирует президенту Владимиру Путину, но часто возмущается событиям, происходящим в стране, например, тюремному сроку для участниц группы Pussy Riot.

В литературе отдает предпочтение стихам Бориса Пастернака. Журналисты часто спрашивают, в чем секрет ее долголетия, на что она отвечает, что никогда не думает о смерти, а в жизни всегда стремилась быть максимально искренней.

Сейчас героине нашей статьи 96 лет, она по-прежнему занимает пост почетного президента Пушкинского музея, ведет передачу на телевидении.

Антонова занимается общественной деятельностью. В 2000 году оказалась в числе тех, кто подписал письмо о поддержке политики нового президента Владимира Путина в Чечне, в 2014 году подписала коллективное обращение по поводу политики главы государства на Украине и в Крыму.