Регимантас Адомайтис: биография, личная жизнь, роли и фильмы, фото

В этой статье содержится немало интересных фактов из биографии Регимантаса Адомайтиса – литовского и советского актера театра и кино. В 70-е годы прошлого столетия в него была влюблена каждая вторая студентка.

Его необычная «западная» внешность вместе с талантливой игрой производили на людей большое впечатление. Актер был баловнем судьбы в Советском Союзе.

Он был удостоен звания Народного артиста СССР, был лауреатом Государственной премии Литовской ССР. Но он сделал все возможное, чтобы Советский Союз распался.

В 1988 году он входил в Инициативную группу «Саюдиса» - Литовского движения за отделение и независимость Республики. Чем же сейчас занимается актер? Как сложилась его личная жизнь? Об этом, а также о его нашумевших ролях читайте ниже.

Регимантас Адомайтис фото

Детство и юность

Адомайтис Регимантас Вайткусович появился на свет 31 января 1937 года в городе Шяуляй, в тогда еще независимой Литве. Как видим, его детство пришлось на тяжелое военное время.

Но его родители, Вайтскус и Котрина, желали для сына прекрасного будущего и мечтали, что из него вырастет ученый-физик. Мальчик в школе действительно увлекался точными науками.

А когда в 1954 году Регимантас получил аттестат зрелости, то поступил в Вильнюсский университет на физико-математический факультет. Но там он стал членом (ради поддержания компании своих однокурсников) студенческого театрального кружка.

И, что называется, пропал. Точные науки ему сразу же разонравились. Чтобы не огорчать мать (отца Регимантаса на то время уже не было в живых), он доучился на физико-математическом факультете и получил диплом в 1959-м.

Но еще за год до того он поступил в Вильнюсскую консерваторию, которая сейчас называется Литовской академией музыки и театра.

Актер Регимантас Адомайтис

Становление актерской карьеры

Ни о каком кино Регимантас Адомайтис в ту пору и не помышлял. Он страстно влюбился в театр и думал связать с ним всю свою жизнь.

Актерский диплом Регимантас получил в 25 лет. И сразу же устроился на работу в Драматический театр города Капсукаса (сейчас – Мариямполе). Но там молодой актер долго не задержался. Его талантливую игру заметили и перевели в учреждение рангом повыше – Каунасский драматический театр. Там он прошел привычный путь актера от эпизодических ролей до главных. В 1967 году последовал новый виток карьеры.

Актер переходит на работу в Литовский государственный академический театр драмы. Следует сказать, что в Прибалтике внешность Регимантаса не выглядела «чуждой», не выделялась.

Всем сценическим достижениям актер обязан своему таланту. В те времена было принято принимать участие в спектаклях, которые ставили в других театрах.

Успешного актера приглашали для исполнения ролей в Вильнюсский Малый театр, в Русский Драмтеатр Литвы, в «Балтийский дом» (Санкт-Петербург), в Творческое объединение «Дуэт» (Москва).

Регимантас Адомайтис фильмография

Начало работы в кинематографе

Сниматься Адомайтис Регимантас стал еще в 1963 году. Его дебютом является эпизодическая роль пилота в фильме «Хроника одного дня». Но актер и не думал порывать с театром.

Даже сейчас, спустя более чем шестьдесят лет, на вопрос, какую роль Адомайтис считает самой значимой в своей жизни, он отвечает: Франца из «Затворников Альтоны». Эту пьесу Жана-Поля Сартра ставили на сцене Государственного академического театра драмы (Каунас) в 1968 году.

Актер и сейчас полагает, что настоящее искусство возможно только в театре, поскольку в кино многое зависит от техники. Тем не менее Адомайтис от приглашений на съемочную площадку не отказывался. И уже следующая его работа в кино была, как говорится, «точкой невозврата». Это была роль Донатаса Локиса в фильме «Никто не хотел умирать» (1965).

Нельзя сказать, что наутро после премьеры актер проснулся знаменитым, а фото Регимантаса Адомайтиса заполонили титульные обложки глянцевых журналов. Но его стали все чаще приглашать сниматься в кино. Актер изо всех сил пытался совместить свои разъезды с работой в любимом театре. Чаще всего ему это удавалось.

Регимантас Адомайтис фильмы и роли

Фильмография Регимантаса Адомайтиса

В конце 60-х и в 70-х годах актер не мог пожаловаться на недостаток работы. Его приглашали как на Литовскую киностудию, так и в Россию – в Москву, Ленинград. После небольшой роли Ивана Лобача в «Восточном коридоре» он был задействован в киноальманахе «Игры взрослых людей», где играл Бронюса.

Актер сетовал, что часто ему приходилось преображаться в тех людей, которые были ему чужды как по идеологии, так и по душевному складу. Но советский зритель запомнил его в роли Сергея Лазо в одноименном фильме, Каспараса в «Чувствах», Эдмонда в экранизации «Короля Лира».

К началу 70-х популярность актера настолько возросла, что он принимает участие одновременно в трех-четырех фильмах. Из его известных ролей того периода можно назвать Альфреда Трапса в «Аварии», Верещагина в «Юлии Вревской», Орландо в «Кентаврах», Павлищева в «Из жизни отдыхающих».

Регимантас Адомайтис роли

Фильмы заката СССР и «перестройки»

Российские режиссеры заметили «западную» внешность актера. По-русски он говорил с легким иностранным акцентом, что позволяло ему играть роли американцев, шпионов и т. д. «Железный Занавес» уже трещал, и зритель жаждал вдохнуть воздух загнивающего Запада.

К этому периоду относятся такие фильмы с Регимантасом Адомайтисом, как «Американская трагедия», ««Богач, бедняк», «Мираж», «Полет через Атлантический океан», «Досье человека в «Мерседесе», «Трудно быть богом», «Градус черной луны», «Игра хамелеона». Сейчас трудно представить себе жизнь актера в ту эпоху, во времена плановой экономики.

Киностудиям нужно было «выдавать на-гора» три, а то и четыре фильма в год. Трудоспособность актеров тех лет удивляет. Но Адомайтис не позволял собой помыкать. И в КПСС он, в отличие от многих своих коллег, никогда не вступал. Он всегда отстаивал свою гражданскую позицию.

Работа после распада СССР

В независимой Литве кино было снимать нерентабельно: слишком мала зрительская аудитория. Вильнюсская студия существовала только как техническая площадка для создания российских, немецких и других иностранных фильмов.

Актер Регимантас Адомайтис, которому хватило ума не порвать все связи с театром, без работы не остался. Кроме того, его продолжали приглашать сниматься в кино в России, где зритель все еще помнил худощавого жителя Прибалтики.

К этому периоду относятся такие фильмы с участием Адомайтиса, как «Ангелы смерти», где он сыграл немецкого снайпера Йохана фон Шредера, «Раскол» (Плеханов), «Мужчина для молодой женщины» (Олег), «Способ убийства» (Пит Бирнс). Он выступает в главной роли в картине «Пейзаж с тремя купальщицами». Наиболее значимыми его работами 90-х и 2000-х считаются «Московская сага» (журналист Рестон), «Берега моей мечты» (Маклоу) и «Единственный мой грех» (директор галереи).

Актера часто приглашают сниматься на телевидении. Его можно увидеть в роли Дракулы в «Пятой страже» и эмира страны Джанзур Анвара во «Вкусе граната».

Регимантас Адомайтис биография и роли

Участие в документальных фильмах

Адомайтиса Регимантаса интересовало не только игровое кино. Еще во времена Союза, в 1980 году, он участвовал в съемках документального фильма «Корабль надежд». Когда Литва стала независимой, успешно преодолела экономический кризис 90-х, кинематограф в республике возродился.

Адомайтис активно сотрудничает с государственной студией. Он помогает согражданам переосмыслить историю своей страны. Так, он принимает участие в съемках таких документальных фильмов, как «Литовская Голгофа» (о военных годах), «Никто не хотел забывать» (об актере Юозасе Будрайтисе), «Своя дорога», «Я остался совсем один» и «Бархатный сезон» (о Донатасе Банионисе).

Награды

Адомайтис Регимантас был одним из немногих советских актеров, кому удалось побывать за рубежом, не будучи членом компартии. Он никогда не воспевал социалистический строй, и тем не менее его талант не мог остаться незамеченным и невознагражденным.

Еще в далеком 1967 году актер снялся в двух фильмах – «Сергее Лазо» (в главной роли военачальника) и киноальманахе «Игр взрослых людей». Обе эти работы принесли Адомайтису приз за лучшую мужскую роль на Кинофестивале республик Белоруссии, Прибалтики и Молдавии.

В 1972 году актер побывал на конкурсе в Москве за участие в фильме «Это сладкое слово – свобода». А роль Буцкуса в картине «Факт» стала для него пропуском на фестиваль в Каннах.

В 1985 году Адомайтис вошел в состав жюри международного киноконкурса в Западном Берлине. Мы уже упоминали о наградах актера, полученных им во времена СССР. Но и в независимой Литве талант Адамайтиса был оценен по заслугам.

Он получил орден Гядиминаса, Великого князя Литовского, в 1997 году, Большой командорский крест «За заслуги перед Республикой» в 2012-м, медаль Независимости в 2000-м. Поскольку актер часто снимался в украинских фильмах, в этой стране его наградили орденом «За заслуги» третьей степени (1998).

Регимантас Адомайтис личная жизнь

Регимантас Адомайтис: личная жизнь

Еще в Вильнюсской консерватории будущий актер познакомился со студенткой того же учебного заведения Эугенией Байорите. Она была младше его на четыре года и обучалась на факультете вокала.

Позже Эугения стала певицей Литовской филармонии. Пара поженилась и прожила в счастливом браке более сорока лет. Никаких скандалов и странностей в личной жизни актера не было. В 2011 году Эугении Адомайтене не стало. Это была единственная любовь Адамайтиса.

У четы родилось трое сыновей: Витаутас, Гедиминас и Миндаугас. Только средний пошел по стопам отца. Теперь Гедиминас Адомайтис – успешный литовский актер.

Его работы можно увидеть в фильмах «Эхо», «Уланская баллада» и «Спектр». Старший сын Регимантаса, Витаутас, переехал в Великобританию и поселился в Лондоне. С отцом остался Миндаугас. Он работает автомехаником.

Чем актер занимается в настоящее время

Как признался сам Адомайтис Регимантас в одном из интервью, он всегда мечтал побездельничать. Хорошая пенсия дает ему возможность предаться этому занятию вдоволь.

У него есть три хобби: кулинария, пчеловодство и плетение разных поделок из лозы. Регимантас не считает, что настоящий актер должен умереть на сцене. Как и все прочие люди, он имеет право прожить спокойную старость.