Виды рифм, способы рифмовки

0
0

Понятие рифмы известно человеку с древних времен. Еще до того момента, как появились поэты, шуты искали созвучные слова для того, чтобы развеселить публику. Рифмы в основном использовали и используют для того, чтобы выделить интонационное членение. Человеку намного легче понять смысл произведения, если слова правильно созвучны между собой. Виды рифмы бывают разные, именно об их особенностях и пойдет речь в статье.

История возникновения

Работа поэта

Первые упоминания о простейших стихотворениях с использованием рифмы появляются в X веке в Европе. Но все же достоверно известно, что созвучие существовало намного раньше. Рифмы использовались для высмеивания человека или события, для привлечения внимания к представлению, а иногда и вовсе случайно.

Но стихотворение — это не только использование определенных слов. Помимо рифмы, необходимо, чтобы в произведении был ритмопорядок и законченность. То есть словозвучие необязательно при написании лирики. Прекрасным примером служит белый стих.

Пятеро царей неверных

Один великий победил.

И его назвали Сидом

Проигравшие цари.

В этом примере есть паузы, которые понятны любому читателю, есть необходимые ударения и ритмические единицы. Но при всем этом в стихотворении отсутствует рифма.

Виды рифм в стихотворении

Примеры рифм

Но несмотря на то, что словозвучие необязательно, наличие рифмы улучшает общую картину. Подчеркивая законченность строфы, можно усилить контрастность самого действа.

Видов рифмы существует очень много и ни один поэт не сможет назвать их все. Это происходит потому, что практически каждый год придумывают новые названия для свободных стихотворений. Произведение без отчетливой ритмики, с различным числом слогов в строчке и неповторяющимся ударением является наиболее простым как для поэтов, так и для читателей.

Слоговый объем

Различные рифмы

Виды рифмы бывают разными и в основном все они делятся на определенные группы. И первой категорией является слоговый объем — это различие стихотворений по ударению на последнем слове в строчке.

  1. Мужские рифмы — особенностью такого строения произведений является то, что ударный звук приходится на последний слог. Например, жалюзи — отрази, молоко — широко, голова — кружева и так далее.
  2. Женские рифмы — этот вид является противоположностью первому варианту, в этом случае ударение падает на предпоследний слог. Например, бумага — благо, замена — измена, загадка — сладко и так далее.
  3. Дактилические рифмы — это один из самых сложных видов стихосложения, так как в основу заложены сложносоставные слова. Ударение падает на третий слог от конца. Например: диалектика — эклектика, ухабины — впадины, торфяники — овсяники и так далее.
  4. Гипердактилические рифмы — как понятно из названия, это усложненная форма вышеописанного вида. Ударение в таком случае падает на четвертый слог с конца, употребляется в стихосложении крайне редко. Например: протягиваются — притрагиваются, жемчужинами — суженными, обесцвечивают — очеловечивают и так далее.

И также этот вид рифмы делится на открытые и закрытые. Первые всегда оканчиваются гласными звуками, а вторые — согласными.

По характеру звучания

чтение рифм

Нет плохого или хорошего словозвучия, есть только следующие виды рифмы:

  1. Точные и приблизительные. Иногда в рифмующихся словах меняется только одна буква, а иногда звучание очень сложно назвать похожим. Но это не значит, что поэт является плохим и не умеет писать стихи.
  2. Богатые и бедные. Такие созвучия отличают не только буквы и ударения, но и то, какой частью речи является слово. Богатые рифмы — это те случаи, когда слоги созвучны на всем протяжении слов. В бедных формах схожи только последние буквы, например, дома — канва, иду — плыву, земли — унесли. По сути, это примитивные рифмы, которые в хорошем стихотворении не должны употребляться постоянно.
  3. Ассонансы и диссонансы. Первый вариант — это те слова, в которых все гласные совпадают, благодаря чему и образовывается рифма. Пример: поза — мода, свет — крест, разговоры — пароходы. Диссонантный вариант рифмы — это полная противоположность ассонансы, так как в данном случае созвучие должно состоять из одинаковых частей слова. Например: разница — узница, яблоко — облако, кровать — воровать и так далее.

На самом деле, это неполный ответ на вопрос: «Какие виды рифм различают по характеру звучания?» Можно выделить еще несколько созвучий, которые довольно часто использовали поэты всех времен. Например, составные рифмы и рифмы, основанные на тавтологии, неравносложные созвучия и разноударные слова.

Рифма, виды рифм, способы рифмовки

написание стихов

И также очень часто созвучия различают по их положению в лирическом произведении.

1. Конечные. Это самый популярный вид рифмы, когда созвучия находятся в конце каждой строфы. Например:

Мыши ели сыр,

А потом нашли кефир.

2. Начальные. Этот вид рифм встречается намного реже, как понятно из самого названия, созвучия находятся в начале строфы. Например:

...Выбегает умывальник

И качает головой...

3. Внутренние. Оказывается, зарифмованные слова могут стоять где угодно, и даже рядом друг с другом. Именно такой вид созвучий называется внутренний. Пример:

Друзья не знали, не гадали этих зимних встреч.

По положению в строфе

Сборник стихов

Помимо того что рифма может располагаться где угодно, она еще может и прыгать по строфам. Для того чтобы наглядно было понятно положение созвучий, были разработаны простые формулы. Виды рифмы с примерами:

1. Смежные. В этом варианте рифмуются слова, расположенные в соседних строфах, формула выглядит так: А А Б Б. В качестве примера можно привести такие строчки:

По дороге бежала лиса

И не знала она, в какие леса.

Приведет тропинка одна,

По которой бежала она.

2. Перекрестные. Этот способ сложнее, так как рифма идет через строку, то есть А Б А Б. Многие начинающие авторы пишут именно в таком варианте сочетаний, так как такие произведения звучат намного лучше. Пример:

Вижу в ночи я звезды приветные,

Сегодня они необычно блистанные,

А сердце коробят мечты безответные

И грустные мысли безумно страданные.

3. Охватные. Еще одно название этого способа — это опоясанные. Назван он так, потому что, рифмы, находящиеся рядом, окольцовывают другие сочетания. В формуле это выглядит так: А Б Б А. Это один из самых сложных способов создания рифмы, при этом такой оборот очень нравится читателям, так как он более непривычен. Например:

Ты говоришь со мной на разных языках

Я солнце во плоти, а ты лишь холод.

Я тот герой, кто вечно молод,

А ты — песок на мертвых берегах.

На самом деле, определить вид рифмы бывает очень сложно. А все потому, что профессиональные поэты любят использовать сразу несколько вариантов сочетания для придания нужного образа.

Поэтические приемы

виды рифмы

Помимо различных видов, существуют и другие способы создания рифм. Конечно, узнать все правила просто нереально, но самое главное для начинающего поэта — выяснить, какие основные термины используются при стихосложении. А когда все правила выучены, можно приступить и к их нарушению.

1. Панторифма. Стихотворение, написанное этим приемом, является самым зарифмованным. Происходит это потому, что все слова сочетаются между собой через 1–3 слова. Например:

Выглянуло солнце в дальнем оконце,

Вы глянули в дом, а там уже погром.

И так далее.

2. Сквозная рифма. В стихотворении, созданном таким способом, будет одно и то же сочетание сквозь все строфы. Чаще всего поэты оставляют одно слово в начале и в конце. Например:

Один вечер остался до лета,

Один день — до встречи с тобой.

Один рассвет мы встретим не вместе,

Один лишь момент до заката вдвоем.

3. Эхо-рифма. В этом варианте особенностью будет то, что последнее слово в первой строфе будет перенесено или зарифмованного второй. Например:

Сегодня праздник у бухты.

Ух ты!

Сегодня мы прибыли с вахты.

Ах, ты!

Стихосложение

На самом деле зарифмовать слова не так сложно, легко и создать интересное стихотворение на праздничное мероприятие или для поздравительной открытки. Но чтобы сотворить великое произведение, необходимо узнать, какие виды рифмы существуют. А также важна постоянная практика. И тогда творить будет намного проще, а строфы будут получаться все изящней и изящней.