Актуальное членение предложений в русском языке: понятие, примеры

0
0

Актуальное членение предложений подразумевает разделение его на определенные элементы. О них будет рассказано ниже. В числе главных обычно называют тему и рему. Эти названия могут быть знакомы читателю со школьной скамьи. Именно об этих составляющих предложения пойдет речь в настоящей статье. Некоторые из читателей откроют для себя доселе неизвестные сведения о русском языке, кто-то же в очередной раз повторит уже знакомый материал.

Исходные данные

Под темой принято понимать информационную составляющую предложения, которая уже известна читателю или слушателю или о которой можно легко догадаться с помощью несложных логических построений. Для лучшего уяснения этого понятия следует привести несколько примеров. В предложении "Твой друг - отличный педагог" словосочетание, стоящее в самом начале является его темой.

школьный учитель

То есть предполагается, что слушатель знает о ком идет речь. Словосочетание "твой друг"- тема этой фразы. Она не обязательно должна быть хорошо известна. Но в любом случае предполагается, что тема легко усваивается и поэтому не требует дополнительных разъяснений. Это своеобразная отправная точка высказывания. На ней основывается весь дальнейший ход рассуждений. Стоит заметить, что в статье рассматривается именно актуальное членение простого предложения.

Еще один пример

"Все студенты первого курса успешно усвоили материал".

студенты первого курса

В этом предложении говорится о людях, в настоящем году поступивших в некое учебное заведение. Поэтому его тема выражается словосочетанием "студенты первого курса".

Новая информация

Следующим элементом актуального членения предложений является рема. Так называется информация, которая сообщается адресату о теме. Обычно это некоторые новые сведения. Они либо мало известны читателю, либо являются актуальными в настоящий момент (полезная информация, последние новости и так далее). Это может быть и просто суждение говорящего по данному вопросу.

лев толстой

Например, в предложении "Лев Николаевич Толстой жил в Ясной Поляне" имя фамилия и отчество великого русского писателя является темой, а село, где находилось его поместье, - ремой.

"Средства связи"

Кроме темы и ремы существуют также элементы, которые нужны для их логической связи между собой. Они являются своеобразным "мостом" от известного к новому. Их принято называть элементами перехода. По отношению к теме и реме они играют второстепенную роль. Данные элементы легко заменить синонимами, или в некоторых случаях вообще опустить.

Так, в предложении "Он является отличным футболистом" слово "является"- это и есть элемент перехода.

футболист Месси

"Он"- лицо, о котором сообщается некая информация. Поэтому тему высказывания можно назвать этим местоимением. "Отличный футболист"- характеристика, которую дает данному человеку автор. Значит, в этом словосочетании заключена рема всего предложения. Глагол (переход) "является" можно пропустить. В этом случае в письменном варианте предложения вместо него должно появиться тире.

Объективность

Во всех приведенных ниже примерах тема обычно предшествовала реме. Однако предложение может быть построено иначе. Здесь следует заметить, что говорить об актуальном членении предложения, можно только исходя из контекста, в котором оно употреблено. Например, фраза "сестра идет" в разных ситуациях может иметь значения, отличающиеся друг от друга. Вот ситуация: в квартире собралась вся семья и ожидается приход еще одной гостьи. В таком случае темой предложения (о ком достоверно известно) является "сестра". Рема же выражается словом "идет". Это то, что сообщается о ней.

девушка на улице

Предполагается или достоверно известно, что в данный момент она находится в пути. Если же кто-либо из членов семьи произнес данную фразу, когда в подъезде раздался стук шагов, то актуальное членение предложение в таком случае будет выглядеть иначе. В таком контексте "идет" становится темой, так как доподлинно известно, что в подъезд кто-то вошел. "Сестра" здесь является ремой, так как отправной точкой для высказывания послужили именно услышанные шаги (выраженные глаголом "идет"). Говорящий сообщает, что, по его мнению, это может быть сестра. В данном случае между основными членами нет связующего звена.

Если в предложении тема предшествует реме, то порядок членов в нем называется объективным. Когда эти части меняются местами, его можно охарактеризовать как субъективный.

В разговорной речи актуальное членение предложений в русском языке может выражаться по-разному. Во-первых, как тему, так и рему очень просто определить по интонации. И, во-вторых, о расположение этих членов дает понять порядок слов в предложении.

Противоположности

Почему в названии данной статьи уточняется, что речь идет не просто о членении предложений, а именно об актуальном? Потому что существует еще и его синтаксический или грамматический вид. Такой разбор предложений проходят на уроках русского языка в средней школе. Поэтому о нем имеет представление практически каждый человек, за исключением детей младшего возраста. При таком членении слова в предложении рассматриваются в зависимости от своих грамматических, или лучше сказать формальных, функций: кто или что? - подлежащее, что делает? - сказуемое и так далее. Такие же вопросы присущи и частям предложения при актуальном членении.

Так, тему можно выявить, задав вопрос: "Кто?" или "Что?", а рему - "Что об этом знает или думает автор?". Порядок слов в предложении в русском языке считается достаточно свободным, поэтому и его составные части в обоих случаях могут изменять свое положение.

Но, несмотря на схожесть, тема далеко не всегда совпадает с подлежащим, а рема - со сказуемым.

Чтобы убедиться в верности этого, следует рассмотреть пример.

Вот ситуация: школьный библиотекарь хочет узнать, верно ли он отметил, что именно этот мальчик взял книгу.

школьный библиотекарь

Он задает вопрос "Володя взял книгу?". С точки зрения синтаксиса это предложение является стандартным. На первом месте стоит подлежащее (Володя), на втором - сказуемое (взял). Но если проанализировать его согласно с темой данной статьи, то окажется, что составляющие предложения находятся в обратном, то есть субъективном, порядке. В этом случае словосочетание "взял книгу" можно назвать темой, а имя Володя - ремой. На данном примере также видно, что синтаксический разбор предложения можно произвести в любом случае, даже если оно дано вне какого-либо контекста.

Однако выделить актуальные составляющие, не зная ситуации, в которой оно было употреблено, не получится.

Простой способ

Некоторые читатели наверняка захотят узнать, как можно точно определить тему и рему?

Проще всего это сделать, если задать к предложению вопрос.

знак вопроса

Лучше всего рассмотреть этот способ на примере фразы "Папа вернулся из командировки". К ней возможно задать три разных вопроса, в зависимости от ситуации. Если спросить: "Кто вернулся из командировки?", то "папа" будет являться ремой. Соответственно, словосочетание "вернулся из командировки" войдет в состав темы. Если же вопрос звучит: "Откуда вернулся папа?", то слова "из командировки" будут ремой. "Папа" в данном случае - это тема.

Можно заметить, что слова, вошедшие в состав вопроса - это и есть тема предложения, а те из них, что не были упомянуты в нем, являются ремой. В разговорной речи обе составные части могут быть обозначены интонацией. Поэтому иногда можно проводить и анализ отдельной фразы. Тем более, если слушающий достаточно хорошо знаком с ситуацией. В письменном тексте, чтобы обозначить границы темы и ремы, часто требуется прочитать не одно предложение, а отрывок, позволяющий уяснить суть проблемы. Например, для того чтобы понять смысл высказывания "Они уже улетели на юг", достаточно ознакомиться с одним предыдущим предложением текста: "На озере сейчас нельзя увидеть уток".

В некоторых случаях, чтобы избежать путаницы, в письменном тексте возможно употребление предложений только с объективным порядком слов.

Средства выражения актуального членения предложения

Порядок слов имеет большое значение, но только в литературном языке, то есть в печатном тексте. Это объясняется следующей психологической особенностью: люди автоматически воспринимают в качестве темы одно или несколько слов, стоящих в начале высказывания, если только интонация говорящего не указывает на другой вариант.

В разговорной речи данное правило, часто не действует. Это объясняется именно наличием в разговоре интонации. Так называется изменение высоты произносимых звуков. Тема обычно выделяется повышением тона.

Другое соседство - это логическое ударение, оно подобно тому, что присутствует в каждом слове, но является более сильным. С его помощью обозначается рема. Если в нее входит больше одного слова, то ударение падает на самое последнее из них.

В устной речи порядок слов и интонация существуют не обособленно, а в тесной связи. Они дополняют друг друга. Часто при использовании инверсии (обратного порядка) появляется более яркая, подчеркнутая интонация для пояснения его логического значения.

Впервые понятие об актуальном членении предложения появилось в трудах ученых из Пражского университета в тридцатые годы двадцатого века. Сегодня эту тему продолжают разрабатывать специалисты из разных стран.

Заключение

В данной статье было дано представление об актуальном членении предложений. Эта информация может понадобиться широкому кругу читателей, в чьи интересы входят вопросы языкознания: студентам, преподавателям и так далее.