Болонская система образования в реалиях современного мира

Конец прошлого тысячелетия ознаменовался принятием общей системы обучения в высших учебных заведениях многих стран мира. Это произошло 19 июля 1999 года, когда Болонская система образования была принята многими странами Европы и бывшего СССР.

Основные задачи Болонской системы

Болонская система образованияПрежде всего, необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой Болонская система образования:

  1. Одинаковая для всех стран-участниц система выдачи ученых степеней, а именно бакалавра за 3 года обучения и магистра за еще 2 года. Причем выпуск бакалавров рассчитан на удовлетворение потребностей рынка в специалистах, а магистров - для выполнения различных научных исследований.
  2. Единая система зачетов, при которой для сдачи курса надо накопить некоторое количество учебных часов, которые можно получить в любом вузе стран-участниц, лишь бы там могли преподавать данный предмет.
  3. Болонская система образования подразумевает независимость учебных заведений от государства, то есть их полный переход к коммерческому типу.

Разные взгляды на Болонскую систему: Япония и Европа

Интересным фактом можно считать то, что система образования в Японии построена по очень схожему принципу, только учатся японские студенты на год дольше и каникул у них существенно меньше. В Европе же появилось несколько точек зрения на реформу, которую проходит современная система образования. Чиновники всячески поддерживают новую систему, но это мнение по большей части определяется занимаемой ими должностью. Намного интересней узнать мнение студентов.

Взгляд студентов: за и против Болонской системы

современная система образованияПосле нескольких опросов, проведенных с целью узнать о том, чем же хороша Болонская система образования, оказалось, что многие студенческие организации могут предоставить целый список положительных и отрицательных сторон новой методики образования. Из положительных качеств можно выделить следующие:

  1. Мобильность – студент может сдавать курс в любом из подключенных к системе ВУЗов, а значит он может путешествовать в любое время по своему желанию.
  2. Из-за приведения дипломов к одному стандарту, выпускник может начать работать там, где его труд будет выше оплачиваться.
  3. Возможность познакомиться с иными культурами и пожить в другой языковой среде, что очень важно для некоторых дисциплин, например филологии.

система образования в ЯпонииО недостатках

В то же самое время Болонская система образования обладает некоторым количеством отрицательных качеств. Что интересно, некоторые положительные качества были причислены и к отрицательным. К примеру, мобильность может быть доступна только хорошо обеспеченным учащимся, потому что для проживания и обучения в другой стране студент должен предъявить немаленькую денежную сумму. Так, например, в Норвегии она составляет около 10 тысяч евро в год. Излишне сильная ориентация и профилирование, которую подразумевает Болонская система образования, приводит к падению качества обучения, а также воспитывает людей, не обладающих критическим мышлением и более подверженных влиянию рекламы и масс-медиа. Сегодня, спустя более чем десять лет после ратификации новой системы образования, все еще трудно сказать несет ли она в себе благо или станет очередной управленческой ошибкой.