Философия Канта и идеи исторического прогресса

Философия Канта и критика Гердера

В 17 веке в европейской философии стал доминировать рационально-механистический подход к природе и истории. Идеи прогресса были настолько популярными, что последователи Декарта стали критиковать древних авторов, писателей и поэтов, заявляя, что все их писания – сплошная ложь и варварство. Немецкий философ Гердер, используя натурфилософию, одним из первых заявил, что в истории существуют законы развития, которые являются частью общих природных процессов. Они ведут от хаоса к гармонии, от беспорядка к прогрессу гуманности. Однако философия Канта дала одно из самых лучших обоснований противоположного, «антитеоретического» взгляда на историю. Мыслитель написал весьма ироническую рецензию на знаменитый труд Гердера, воспевавший прогресс. Он обвинил своего оппонента в том, что последний пытается связать эволюцию природы и истории очень странным методом – он объясняет то, чего мы не понимаем, с помощью того, что мы понимаем еще меньше. Там, где Гердер увидел непрерывность развития, Кант заметил глубокую пропасть.

Философия КантаОн ставит под сомнение идеи своего противника о том, что все культурные особенности можно объяснить географией, климатом и языком. Он также очень скептически относится к идеям революции как двигателя прогресса. Мыслитель замечает, что вооруженное восстание, конечно, может ликвидировать деспотизм и угнетение со стороны власть предержащих, но оно не может совершить коренную реформацию способа думать. В этом утверждении – вся моральная философия Канта.

Дуализм «натуры» и «культуры»Моральная философия Канта

Как может общественный прогресс быть основанным на развитии теоретической науки, если сама она не может дать полных знаний даже о природе? Ведь человеческий разум, с точки зрения философа, ограничен. Поэтому Кант решительно разделяет мир природы и человека, «натуры» и «культуры». Люди живут в этих двух мирах. Природная сфера действительно подчиняется законам причинности и необходимости. Ее можно познать теоретическим разумом, который изучает явления. Но он бессилен познать сущность феноменов, и просто переходит от одной системы ошибок к другой. Трансцендентальная философия Канта говорит о том, что мир культуры свободен. Что это значит? Такая свобода – не своеволие теоретического разума, а воля, которая подчиняется законам морали. Она не ошибается, а действует практически безошибочно.

Философия Канта и смысл истории

Трансцедентальная философия Канта

История человечества, так же, как и индивидуума, лежит в этих двух мирах. Все события имеют причину и следствие. Но одновременно они принадлежат другому миру – вне пространства и времени. Общество может только постепенно эволюционировать к этому идеалу, но оно никогда не достигнет состояния совершенства. Оно может даже погибнуть, если корысть, страх, эгоизм и желание решать все силой возьмут верх над разумом. Резкий контраст можно увидеть в отношении к идее прогресса Канта и Гегеля. Последний, проникая в тайный смысл истории, примиряется с существованием зла, поскольку считает, что оно преодолимо. Кант же замечает по этому поводу, что движение, которое является прогрессом для рода, может быть переходом от худшего к лучшему. Однако он не имеет того же значения для индивидуума. Поэтому нельзя считать прогресс золотым ключиком, которым можно открыть двери тайн истории. Философия Канта смотрит на эту проблему совсем иначе. Если наука бессильна познать исторический мир, а только приписывает событиям определенный теоретический смысл, может, моральное и эстетическое сознание дадут возможность проникнуть в эту таинственную сферу? Кант не разработал этого метода, а только дал понять, что историческая и культурная истина, добро и красота лежат в одной плоскости.