Ил-86 - символ расцвета советской пассажирской авиации

В течение двух послевоенных десятилетий, единственная советская авиакомпания гражданской авиации «Аэрофлот» обходилась самолетами, которые в основном представляли собой приспособленные для перевозки пассажиров бомбардировщики или транспортники. Так уж получилось, что главным направлением отечественной промышленности было военное, а остальное производилось по остаточному принципу, и это касалось не только авиации.

ил 86

Новое время – новые самолеты

Но вот в конце шестидесятых «Аэрофлот» изъявил желание иметь в своем самолетном парке машины комфортные, экономичные и способные преодолевать большие расстояния с высокой скоростью, что так необходимо для нашей огромной страны. А бомобовоз как ни переделывай, фюзеляж у него все равно остается хищно-узким, и требования к расходу топлива совсем другие. Итак, ТЗ, представленное Министерством Гражданской Авиации, вкратце можно сформулировать так: везти нужно от 250 до 350 человек на расстояние в несколько тысяч километров, чтобы из Москвы в Читу, например, без посадки. И чтобы комфорт был, как в американском Дугласе ДС-10, не хуже. И скорость – околозвуковая, 0,8 м примерно. Экономичность нужна тоже, керосин нынче дорог. И еще: ВПП под новый лайнер перестраивать слишком дорого, пусть садится на те, что есть. Вот так, в основном, все.

Сказано – сделано

самолет ил 86

КБ им. Ильюшина, получившее правительственное задание, взялось за дело. Рассматривались различные варианты снижения расходов на опытно-конструкторские работы. Опыт был: флагман «Аэрофлота» Ил-62 пользовался устойчивой репутацией комфортабельного лайнера, однако увеличить его вместимость до требуемой величины не получалось. Остановились на новой для отечественного авиапрома схеме широкофюзеляжного моноплана с низкорасположенным стреловидным крылом и четырьмя мотогондолами. Проект получил название Ил-86.

Технические решения

ил 86 фото

Самой сложной задачей оказалось обеспечение возможности эксплуатации столь тяжелой машины со взлетных полос класса «Б», рассчитанных на относительно легкие летательные аппараты. Для ее решения потребовалось крыло с очень высокой степенью механизации, и при этом довольно тонкое. Кроме того, при проектировании Ил-86, было принято решение о дополнительной, третьей основной стойке шасси, такая схема снижала удельную нагрузку пневматиков на грунт. Важным условием, учтенным инженерами КБ, стали международные требования к перевозке багажа, а также к безопасности пассажиров и удобству их входа-выхода. Количество дверей было увеличено до трех. В салоне Ил-86 установлено три ряда удобных кресел, по три в каждом, с более широкими, чем в зарубежных аналогах, проходами между ними.

На уровне мировых стандартов авиаперевозок

ил 86

В воздух новый лайнер подняли в конце 1976 года, осенью 1977 он был представлен широкой публике в Ле-Бурже. В год Московской Олимпиады самолет Ил-86 начали эксплуатировать на линии «Ташкент-Москва». Результатом практической проверки работы ОКБ Ильюшина заказчики остались довольны, рентабельность авиаперевозок существенно возросла, а реконструкция аэропортовской инфраструктуры не потребовалась. Комфорт в салоне Ил-86 оказался вполне на уровне мировых стандартов, а благодаря рациональному размещению кухонь на нижней палубе и буфетных стоек на верхней, скорость обслуживания пассажиров при приеме пищи увеличилась.

Символ расцвета советской пассажирской авиации

Более полусотни новых технологических приемов применены и освоены попутно в процессе ОКР. Они были использованы в антиобледенителях, топливной системе и средствах обеспечения безопасности. Новейшая навигационная аппаратура и техническая возможность установки более мощных двигателей как отечественных, так и импортных, расширяли модернизационный потенциал самолета Ил-86. Фото этого лайнера украшали многие буклеты, проспекты и календари, предназначенные для рекламы компании «Аэрофлот».