Боинг 747: королева неба идет на взлет

«Реактивный слон»

Боинг 747 стал первым в мире широкофюзеляжным дальнемагистральным пассажирским авиалайнером и оставался таковым в течение тридцати пяти лет, вместивших в себя целую эру гражданской авиации. У этой машины практически не было серьезных конкурентов вплоть до создания А380, который дебютировал на пассажирских авиалиниях только в 2005-м году. К моменту своего создания самолет Боинг 747 являлся самым вместительным, тяжелым и большим пассажирским авиалайнером. Из-за своих гигантских размеров эта машина в среде пилотов получила прозвище «реактивный слон».

Боинг 747

Характеристика

Боинг 747 конструкционно представляет собой машину двухпалубной компоновки. При этом нижняя палуба существенно превосходит по длине верхнюю. Габариты и своеобразный сферической формы «горб», расположенный в верхней части фюзеляжа, сделали этот авиалайнер, пожалуй, самым узнаваемым самолетом в мире. За историю своей эксплуатации самолеты пассажирские данного типа претерпели немало различных изменений и модификаций. Но одна черта всегда оставалась неизменной – возможность совершать сверхдальние перелеты с большим количеством пассажиров на борту. Рекордсменом среди «семьсот сорок седьмых» стал авиалайнер австралийской компании Qantas Airways, который совершил в 1989-м году беспосадочный трансконтинентальный перелет от Лондона до Сиднея, преодолев 18 тыс. км за двадцать часов девять минут. Правда, проделал он такой путь без пассажиров и груза на борту.

Самолет Боинг 747

История создания

Необходимость создания такого авиалайнера, как Боинг 747, была продиктована бурным ростом объема авиаперевозок в шестидесятые годы. Самой крупной машиной на американском рынке гражданской авиации был тогда Боинг 707, но и он перестал справляться с постоянно растущим пассажиропотоком. Ранее корпорация «Боинг» уже разрабатывала крупные транспортные самолеты для нужд американской армии. Используя прежний опыт, авиаконструкторы корпорации в 1962-м году приступили к разработке крупнейшего пассажирского самолета в мире. Машина конструировалась с учетом требований самого преданного покупателя продукции «Боинга» - авиакомпании Pan American. Согласно одному из этих требований, Боинг 747 по своим габаритам должен был вдвое превосходить устаревший «семьсот седьмой». В 1966-м году корпорацией уже была представлена конфигурация нового гигантского авиалайнера. Из первой партии Pan American сразу же была заказана сотня машин.

Самолеты пассажирские

Особенности американского авиастроения

В те времена как раз начиналась эра сверхзвуковой авиации. И повсеместно бытовало мнение, что в скором будущем такие неуклюжие гиганты, как Боинг 747, будут вытеснены быстрыми и грациозными сверхзвуковыми пассажирскими авиалайнерами. Поэтому новое детище корпорации «Боинг» изначально планировалось в качестве грузопассажирской машины с возможностью переоборудования в полностью грузовую. Например, кабина экипажа была размещена на верхней палубе, для того чтобы в дальнейшем была возможность преобразовать носовую часть в грузовую аппарель. Считалось, что рынок не нуждается более чем в четырех сотнях машин этого класса. Но, вопреки этому распространенному мнению,  Боинг 747 почти на четыре десятилетия завоевал господство на трансконтинентальных пассажирских воздушных трассах. Только в начале двадцать первого века объем продаж этой машины несколько снизился. Строительство этих самолетов с самого начала было сопряжено с определенными трудностями. Заводы «Боинга» не обладали необходимыми техническими возможностями для постройки таких гигантских авиалайнеров. Поэтому специально для них в маленьком городке Эверетт (штат Вашингтон) пришлось сооружать новый завод, ставший на долгие годы родным домом для целого семейства самолетов.