Формы обучения в педагогике: классика и современность

Изучая педагогическую литературу и ее теорию иногда люди подменяют понятия метода и формы обучения. Что же заключается в этих определениях? Формы обучения в педагогике – это характер ориентированной деятельности. Иначе говоря, специально организованная деятельность учителя и обучающихся, протекающая по установленному порядку и режиму.

Основные формы обучения

В основе формы лежит главный метод, подразумевающий способ совместной деятельности участников образовательного процесса с целью решения поставленных задач. Формы обучения в педагогике знакомы каждому. С ними постоянно сталкиваются обучающиеся и их наставники, студенты и преподаватели. Это всем известные: урокформы обучения в педагогике, домашняя, внеклассная и контрольная работы; дополнительные и факультативные занятия; курсовые и рефераты, консультации. Сюда же включаются олимпиады, кружки, конкурсы и т. п.

Урок как общепринятая форма обучения

Коллективной формой обучения выступает урок. Он занимает определенный промежуток времени, предполагает постоянный состав обучающихся, где всем дается одинаковый учебный материал. На каждом уроке преподаватель ставит дидактические цели и задачи, подбирает наглядный материал. Педагоги стремятся применять на уроках разнообразные методы и приемы, современные формы обучения. Можно говорить о классификации уроков по типам:

1) уроки в виде лекции представляют собой монолог учителя на определенную тему (зачастую, благодаря мастерству педагога, подобные занятия носят характер беседы);

2) лабораторные занятия, на которых отрабатываются полученные умения и навыки;

3) проверочные уроки (контрольные работы, тестирование);

4) комбинированные уроки.

Заглянем в недалекое будущее

Инновационные формы обучениясовременные формы обучения предполагают внедрение новых технологий: это и ставшая модной в последнее время проектная деятельность, интегрированные занятия, часы, проведенные в форме дискуссий или деловых игр. В получении знаний школьником ценится не только их глубина, но и то, насколько он сможет применить их в реальной жизни. Вызубрить материал и четко ответить каждому под силу, а вот проанализировать и переработать, высказать и обосновать свою точку зрения способен далеко не каждый. Именно поэтому в условиях реализации стандартов нового поколения во главу угла ставится умение учителя заинтересовать ученика, замотивировать его таким образом, чтобы тот захотел самостоятельно попытаться решить поставленную перед ним задачу. Классические же формы обучения в педагогике, такие, как урок, не всегда способны заинтересовать ученика. Тем не менее данная организационная форма остается традиционной в сегодняшней школе.

Традиционный урок

Схема классического урока предполагает следующее:

- повторение пройденного материала - воспроизведение его обучающимся, проверка домашнего задания, различные опросы;

- ознакомление с новым материалом, излагаемым учителем, либо самостоятельно находимым учеником;

- попытки применить новые знания на практике (к примеру, решение задач);

- получение домашнего задания.

На все времена

Несмотря на веяния времени, формы обучения в педагогике почти не претерпевают изменения. Появляются новыеинновационные формы обучения, но веками устоявшиеся продолжают свое существование. Сегодня в общеобразовательных школах используется классно-урочная форма, в которой важно помнить об индивидуализации обучения. В процессе обучения предполагается обеспечить максимальную эффективность в индивидуальной работе с учеником, чтобы каждый ребенок мог успешно выполнить требования программы.