Линкор «Бисмарк»: рейд в вечность

0
0

Символ «тысячелетнего» Рейха

Линкор «Бисмарк» стал, пожалуй, самым знаменитым боевым кораблем Второй мировой. Он, по замыслу Гитлера, должен был символизировать собой несокрушимую мощь немецкого духа и оружия. Изначально этому монстру предназначалась решающая роль не только в битве за Атлантику, но и во всей судьбе войны. А на самом деле век этого крупнейшего военного судна своего времени оказался чрезвычайно коротким. Ему так и не суждено было стать настоящей грозой британских и американских транспортов. Линкор «Бисмарк» на своем боевом счету даже не имел особых успехов, за исключением в чем-то случайного потопления тяжелого английского крейсера «Худ». И все же этот крупнейший, наряду с «Тирпицем», корабль «Кригсмарине», имевший больше психологическое и пропагандистское значение, стал настоящим козырным тузом в колоде морской политики гитлеровской Германии. Самим фактом своего существования он оказал грандиозное влияние на расклад сил на европейском театре Второй мировой, сковывая действия флотов союзников на протяжении нескольких военных лет.

Линкор Бисмарк

Конструкция и технические характеристики

В 1936-м году началась постройка самого крупного корабля Второй мировой. Линкор «Бисмарк», фото которого в свое время было многократно перепечатано чуть ли не всеми периодическими изданиями мира, обладал элегантностью и грацией большой хищной рыбы, скользившей по водной глади в поисках добычи. После почти трех лет сложнейших работ немецкие кораблестроители явили миру могучее боевое судно водоизмещением в 41 000 тонн, оснащенное самым потрясающим и совершенным вооружением своей эпохи. Две тысячи лучших моряков специально отбирались в экипаж этого морского бронированного чудовища. «Бисмарк» - линкор, превосходивший по свой огневой мощи и техническим параметрам любой корабль британского королевского флота. Не было на просторах морей и океанов зверя, элегантнее и опаснее «Бисмарка». Длиной 241,6 м и шириной 36 м, он имел традиционную для германского флота веретенообразную форму. Главным калибром на нем служили мощнейшие 380-миллиметровые крупповские пушки. Кроме того, он был оснащен мощной противолодочной и зенитной артиллерией, а также самыми совершенными на то время системами управления огнем и радиолокационной станцией. И вот четырнадцатого февраля тридцать девятого года этот гигант был спущен на воду.

Бисмарк линкор

Роковой рейд

Гитлер считал, что «Бисмарк» должен использоваться исключительно в качестве угрозы, и рисковать им нельзя. Но гросс-адмиралу Редеру удалось уговорить фюрера согласиться с задуманным им рейдом в Атлантику. И 18-го мая 1941-го года линкор «Бисмарк», сопровождаемый тяжелым крейсером «Принц Ойген», под командованием вице-адмирала Лютьенса направился в роковой рейд. Редер полагал, что линкор отвлечет на себя линейные корабли противника, а тяжелый крейсер тем временем сможет разгромить несколько британских конвоев. В Лондоне с помощью радиоперехвата 21-го мая узнали о немецких боевых судах, идущих на север. Мощные британские эскадры были выдвинуты в район Датского пролива. В северной Атлантике, несмотря на плохую погоду, два британских крейсера – «Суффолк» и «Норфолк» обнаружили германские рейдеры. Двадцать третьего мая «Бисмарк» открыл огонь, что заставило английские корабли отойти, продолжая поддерживать радиолокационный контакт.

Линкор Бисмарк фото

Потопление «Худа»

Эскадра адмирала Холланда уже шла наперерез рейдерам. Ранним утром 24-го мая состоялось морское сражение английских линейных крейсеров «Принца Уэльского» и «Худа» с двумя германскими рейдерами. Первые же залпы главного калибра «Бисмарка» накрыли «Худ», вызвав на нем пожар с последующим чудовищной силы взрывом. Затем он перевернулся и скрылся под водой. В Берлине эта победа вызвала ликование. Но ни Гитлер, ни руководители ВМФ еще не знали, что «Бисмарк» тоже получил повреждения. Два крупнокалиберных английских снаряда пробили топливную цистерну линкора, и он двигался, оставляя густой видимый след. Адмирал Лютьенс решил прекратить рейд и идти на юго-восток в сторону французских портов под защиту Люфтваффе.

Погоня

За «Бисмарком» началась настоящая охота по всем правилам, подобно тому, как борзые загоняют раненного зверя. Британский флот собрал все свои наличные силы. Сначала на исходе дня 24-го мая линкор, который в одиночестве уходил на юг, разделившись с «Принцем Ойгеном», продолжавшим рейд, был атакован девятью самолетами-торпедоносцами с авианосца «Викториас». В «Бисмарк» угодила всего одна торпеда, но и она серьезных повреждений ему не причинила. Затем линкор был потерян, и британское Адмиралтейство не знало, куда и каким курсом он движется. На следующий день летающая лодка «Каталина» совершенно случайно обнаружила раненный корабль. С этого момента судьба германского морского гиганта приобрела сугубо трагический оттенок.

Гибель линкора

Вечером того же дня ударная группа с авианосца «Викториас» повредила «Бисмарку» винты и вывела из строя рулевое управление. После этого линкор был обречен. Развязка наступила утром двадцать седьмого числа. «Бисмарк» был окружен английским линейными кораблями, которые беспрерывно накрывали его залпами. Через полтора часа беспощадного избиения германский линкор перестал огрызаться, превратившись в громадный погребальный костер. Англичане напоследок добивали его торпедами. Недавно стало известно, что командир «Бисмарка» Эрнст Линдеманн отдал приказ о затоплении корабля, как только были исчерпаны все возможности для сопротивления. Линкор, не спустив флага, ушел на дно. Из его экипажа в 2 200 человек спаслись только сто пятнадцать моряков… Известие о гибели «Бисмарка» вызвало в Британии чувство неуемной имперской гордости и хоть как-то подсластило горечь средиземноморских неудач.