Инверсия в литературе – не пустяк!

Инверсия в литературе – это одна из стилистических фигур, используемая как средство художественной выразительности. Нарушение обычного, прямого порядка слов в предложении, перестановка и создание особого расположения его членов служит для усиления выразительности речи.

Разновидности инверсииинверсия в литературе

Инверсия в литературе имеет несколько разновидностей. Например, перестановка главных членов предложения: Упомянутую ночь мы единожды обманем, ускоряя всё - точь-в-точь, как бывает на экране (Гундарин); согласованных определений: Это невинности час бьёт на сентябрьских курантах (там же); дополнений: Летний арбуз доедать... Тяжек взаимности груз.. (там же); обстоятельства меры и степени: Сам Александр Сергеич Пушкин тут руку приложил, когда писал о том, что, мол, злодей, тебя весьма я ненавижу, твою погибель, смерть детей с неслабой радостию вижу (там же).

Соотношение членов предложения и место слова

В пику актуальному членению предложения инверсия в литературе меняет не только положение соотносимых членов в предложении, но и указывает конкретное место для каждого слова. Самое главное слово, на которое делается упор, ставится на выигрышное место в начало предложения, либо ещё лучше - в конец. Это правило действует только при условии, что начало и конец предложения не являются обычным местом для этого слова. Исключительно сильно звучит в самом конце предложения новая и неожиданная информация, заключённая в последнем слове.

Применение инверсии

инверсия в языке

Инверсия в литературе используется настолько широко как стилистическое выразительное средство, что русский язык ею значительно обогатился. Скажем, в английском, французском и других аналитических языках, где строго фиксированный порядок слов, инверсия почти не распространена, а во флективных, в русском, например, она иногда и погоду делает. Правда, бывают случаи, когда инверсия в языке выглядит нелепо. Как будто при перестановке мебели диван поставили так, что стало невозможно открыть дверцы шкафа, или даже более того - поставили диван на попа. Инверсию нужно применять с умом, всегда осознавать, зачем она тут нужна и каким образом её понимать. А бывает так, что от инверсий иного автора "потряхивает", как автомобиль на асфальте современности, – настолько неровной становится речь, даже общий смысл ускользает! Инверсией лучше пользоваться изредка и применяя логику, выделяя самое существенное в главную тему. Например, в разговоре супругов: Чего ты от меня хочешь, когда говоришь о любви? Денег ты хочешь... Объективный порядок слов должен был быть таким: Ты хочешь денег. Звучит совсем не так ехидно, вернее, здесь не настолько ярко окрашена интонация, не правда ли?

Поэтическая инверсиятермины литературы

В поэтической речи инверсия абсолютно как дома. Ритмическая и мелодическая организация стиха без неё не живут. Здесь даже примеров не нужно - можно просто открыть любой том и прочесть любую строку на любой странице. Поэты интенсивно пользуют инверсию как приём примерно с восемнадцатого века. Да и теперь при необходимости произвести в тексте эффект архаики литераторы зовут её на помощь. Долго наша любовь притворялась простой пасторалью, бескорыстным лубком, чёрт-те чем обернувшись в итоге - отрывным календариком, а не последней скрижалью, не магнитной скалой - бережком неприметным, пологим... (Гундарин). Какая ровная речь, чистое, логично выстроенное предложение! А весь смысл, всю силу стихотворения вобрала в себя инверсия последней строки.

Заключение

Любому уважающему себя и русский язык человеку просто необходимо не только знать, что такое инверсия, но слышать её в разговоре и уметь использовать, как, впрочем, и остальные термины литературы.